Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - жан-поль сартр - дьявол и господь бог

Жан-поль сартр - дьявол и господь бог

жан-поль сартр - дьявол и господь бог
Действие происходит в развороченной крестьянской войной Германии XVI в. Однако история дляавтора — всего лишь фон, герои, обрядившиеся в старинные костюмы, мыслят вполнесовременно, пытаясь ответить на извечные вопросы: что есть Добро и Зло, в чем состоитсвобода человеческой личности.Гец — распутник, богохульник, полководец-бандит, незаконнорожденный, вместе с братом,

рыцарем Конрадом сражается против архиепископа. Но стоит архиепископу пообещать Гецу отдатьему владения брата, если тот перейдет на его сторону, как Гец предает Конрада, убивает егово время сражения и вместе с людьми архиепископа осаждает мятежный город Вормс.В городе голод, народ озлоблен, священники затворились в храме. По улицам растеряннобродит единственный священник Генрих. Он всегда утешал бедняков, поэтому его не тронули.

Но сейчас его уговоры уповать на Господа и любить ближнего не находят откликау горожан. Им гораздо понятнее слова их предводителя, булочника Насти, призывающегосражаться до последнего.В надежде найти хлеб голодная беднота громит замок епископа и убивает его владельца.

Но епископ сказал правду: амбары замка пусты. Значит, погромы будут продолжатьсяи следующими жертвами станут священники. Умирая, епископ вручает Генриху ключ от подземногохода в город. Генрих оказывается перед выбором: «Бедняки убьют священников — или Гецубьет бедняков. Двести священников или двадцать тысяч человек». Отдав ключ Гецу, Генрих предастгорожан и спасет слуг Господних. Чьи жизни важнее? В отчаянии Генрих идет в лагерь Геца.Генриха приводят к Гецу; священнику кажется, что перед ним сам дьявол, и он отказываетсяотдать ключ. Но Гец уверен, что «поп предаст», он чувствует в нем родственную душу.

Как и Гец, Генрих — незаконнорожденный; он старается постоянно творить Добро,

он полон любви к людям, но результат и у него, и у кровожадного Геца один: злои несправедливость.К Гецу приходит банкир и просит его не разрушать город; взамен он предлагает Гецуогромный выкуп. Гец отказывается: он хочет захватить город «ради Зла», ибо все Добро ужесделано Господом. В лагерь приходит Насти. Он просит Геца стать во главе мятежныхкрестьян, но и это предложение Гец встречает отказом. Ему неинтересно сражатьсяс аристократами: «Бог — единственный достойный противник».«Я творю Зло ради Зла, — горделиво заявляет Гец, — все же остальные творят Злоиз сластолюбия или корысти». Но это не имеет никакого значения, возражает ему Генрих,

ведь это «Бог пожелал, чтобы Добро стало невозможным на земле», а стало быть, нигде нетни Добра, ни справедливости. «Земля смердит до самых Звезд!»«Значит, все люди творят Зло?» — спрашивает Гец. Все, отвечает ему Генрих. Что ж,

тогда он, Гец, будет творить Добро. Гец заключает с Генрихом пари сроком на год и одиндень: в течение этого срока он обязуется делать исключительно Добро... И чтобы напоследок«прижать Бога к стенке», Гец предлагает сыграть в кости на город. Если он выиграет,

то сожжет город, и Бог будет за это в ответе, а если проиграет, то пощадит город.

Катерина, любовница Геца, которую он некогда изнасиловал, играет и выигрывает. Гец уходиттворить Добро, Генрих идет за ним — чтобы самому судить дела Геца.Заступив во владение землями брата, Гец раздает их крестьянам. Но крестьяне боятся братьгосподские земли: они не верят в искренность намерений Геца. Бароны — соседи Гецаизбивают его: ведь их крестьяне могут потребовать, чтобы они тоже отдали свои владения. Гецуклоняется от ударов, но не сопротивляется.К Гецу приходит Насти. Он тоже просит его оставить себе земли: «Если ты нам желаешьдобра, сиди спокойно и не затевай перемен». Вспыхнувший в неподходящую минуту мятежзаранее обречен на поражение, Насти же хочет победить, а для этого нужно как следуетподготовиться. Но Гец не внемлет ему: он возлюбил всех людей, и поэтому он раздастсвои земли и построит на них Город Солнца.Крестьяне собираются возле церкви. Появляется Гец. Он спрашивает крестьян, почему онипо-прежнему несут ему в амбар оброк, когда он ясно всем сказал, что больше не будетни оброка, ни повинностей. «Пока оставим все как есть», — отвечают ему крестьяне,

ведь «у каждого свое место». Тут появляются монахи и, словно ярмарочные зазывалы,

с шутками и прибаутками продают индульгенции. Гец пытается остановить их, но его никтоне слушает: товар идет нарасхват.За индульгенцией приходит прокаженный. Чтобы доказать свою безграничную любовь к людям,

Гец целует его, но его поцелуй вызывает лишь отвращение — как у прокаженного, таки у столпившихся вокруг крестьян. Зато, когда монах дарит прокаженному отпущение. всеприходят в восторг. «Господи, укажи мне путь к их сердцам!» — в отчаяниивосклицает Гец.Появляется Генрих. Он больше не священник — он оклеветал себя, и его лишили правасовершать обряды. Теперь он, словно тень, следует за Гецем. Генрих сообщает Гецу, что Катеринасмертельно больна. Она любит Геца, но его коснулась благодать, и он «дал Катеринекошелек и прогнал ее. Вот от чего она умирает». Пытаясь облегчить страдания Катерины,

Гец заявляет, что берет все ее грехи на себя. Бросаясь к распятию, он молит Христапозволить ему носить стигматы и, не дождавшись ответа, сам наносит себе раны. Увидев кровь,

струящуюся по его рукам, крестьяне падают на колени. Они наконец поверили Гецу. «Сегоднядля всех начинается царствие божие. Мы построим Город Солнца», — говорит им Гец.

Катерина умирает.В деревне Геца царит всеобщая любовь, «никто не пьет, никто не крадет», мужьяне бьют жен, родители — детей. Крестьяне здесь счастливы «не только ради себя,

но и ради всех», они всех жалеют, не хотят драться даже за собственное счастьеи готовы умереть в молитвах за тех, кто станет их убивать.Появляется Гец, затем Насти. Вспыхнул мятеж, и в нем повинен Гец; он доказал крестьянам,

что они «могут обойтись без попов, и теперь всюду появились проповедники ярости, онипризывают к мести». У мятежников нет ни оружия, ни денег, ни военачальников. Настипредлагает Гецу возглавить крестьянское войско — он же «лучший полководецГермании». Ведь война все равно найдет его. Гец колеблется. Согласиться — значит вновь«вешать кого попало для острастки — правого и виноватого», платить за победутысячами жизней.И вое же Гец уходит к людям, «чтобы спасти мир», перед уходом приказывая своимкрестьянам не ввязываться ни в какие драки: «Если вам станут угрожать, отвечайтена угрозы любовью. Помните, братья мои, помните: любовь заставит отступить войну». Уверенный,

что это Бог направляет его шаги, он идет сражаться во имя любви.Входит Генрих с цветами на шляпе. Он сообщает Гецу, что крестьяне ищут его, чтобы убить.

На вопрос, откуда он это знает, Генрих указывает на дьявола, безмолвно стоящего у негоза плечами. С некоторых пор эта парочка неразлучна. Генрих доказывает Гецу, что все добро,

которое он сделал, на деле обернулось злом еще большим, нежели когда он просто творил зло.

Ибо Богу плевать на него. «Человек — ничто». В ответ Гец сообщает ему своеоткрытие, или, по его определению, «величайшее жульничество» — Бога нет. И поэтомуон начинает свою жизнь сначала. Потрясенный Генрих, чувствуя его правоту, умирает. «Комедиядобра закончилась убийством», — констатирует Гец.Гец берет на себя командование войском: закалывает отказавшегося подчиниться ему начальника,

приказывает вешать дезертиров. «Вот и началось царствие человека на земле», —

говорит он испуганному Насти. Гец не намерен отступать: он заставит людей трепетать передним, раз нет иного способа любить их, он будет одинок, раз нет иного способа быть вместесо всеми. «Идет война — я буду воевать», — заключает он.

См. также:

Экзюпери А Планета Людей, Л Н Толстой Хаджи-мурат, Другой Автор Песнь О Нибелунгах, Карло Гольдони Слуга Двух Господ, Ф М Достоевский Дядюшкин Сон, Джек Керуак Бродяги Дхармы

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
842
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658