Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - амебейная композиция

Амебейная композиция

амебейная композиция
АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена А. К., имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, напр.:«А мы просо сеяли, сеяли,Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.А мы просо вытопчем, вытопчем,Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем».Одним из наиболее распространенных видов А. К. является так наз. антифонический параллелизм параллелизм вопросов и ответов, напр.: «Шотландская баллада» «Quhy dois zour brand sac drop vi, bluid, Edward, Edward!» (в перев. А. Толстого: «Чьей кровью меч свой ты так обагрил, Эдвард, Эдвард» и т. д.). По мнению А. Веселовского А. К. возникает в народной поэзии в условиях хорового исполнения: всюду, где происходит хоровое пение, наблюдается обычай образовывать два хора, отвечающие друг другу (антифонное или амебейное пение); каждый хор имел «хорега» запевалу; с отпадением хора песня исполнялась вдвоем; наконец песня исполнялась только одним певцом и параллельные строфы сливались в одну, сохраняя свой параллелизм, повторения и т.

д.Такова напр. финская «Калевала» (к-рая обычно и исполняется двумя певцами), распадающаяся на симметрически построенные пары строк (вторая варьирует первую):«Золотой мой друг и братец,Дорогой товарищ детства...Редко мы бываем вместе,Редко ходим мы друг к другу...Так давай свои мне руки,Пальцы наши вместе сложим».Древнескандинавские песни сплошь дают диалогические параллельные построения; чрезвычайно богат повторениями старофранцузский эпос, напр.

«Песня о Роланде» и т. д. К А. К. относится и обычный в народной поэзии психологический параллелизм (аналогия между душевными переживаниями и явлениями природы), часто проводимый через все стихотворение, напр.:«О чем, Машенька, плачешь,О чем ты слезы льешь?Ах, как же мне не плакатьИ как слезы не лить?Один-то был зеленый сад, -И тот стал посыхать;Один-то был сердечный друг,И тот стал забывать».

Народная песня все же является частным (хотя и наиболее распространенным) случаем А. К., к-рая как композиционный прием имеет более широкое применение и присуща в той или иной степени поэзии и не народной (напр. у Брюсова «Каменщик», у Лермонтова «Волны и люди», у Бальмонта «Она отдалась без упрека» и т. д.). Основным признаком А. К.

(независимо от ее мотивировки) является «построение словесного материала в параллельные ритмико-синтаксические (и тематические) ряды с одновременным поступательным движением в обоих рядах» (В. М. Жирмунский). Произведения, написанные при помощи А. К., в особенности богаты всякого рода звуковыми, лексическими, синтаксическими, строфическими анафорами.

Библиография:

Веселовский А., Собр. сочин., т. I, СПБ., 1913 (ст. по ист. поэт.); Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, 1921. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АМЕБЕЙНАЯ композиция (от греч. amoibaios попеременный чередующийся), композиция (обычно стихотворная), при которой на протяжении всего произведения чередуются отрывки (стихи, строфы), связанные между собой параллелизмом ("Каменщик" В. Я. Брюсова). Восходит к попеременному пению 2 певцов или хоров в народном творчестве. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины