Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - бердяев

Бердяев

бердяев
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-) философ и публицист, сын генерал-лейтенанта. Первоначально примыкал к марксизму, соединяя его впрочем с некоторыми течениями неокантианства. В дальнейшем пережил характерную для известных философско-публицистических кругов того времени эволюцию «от марксизма к идеализму», а затем к религиозно-мистической философии и феодально-теократическим общественным идеалам.

В 1922 вместе с Ильиным, Франком, Степуном и другими выслан за границу. В религиозно-мистическом плане развертываются и его эстетические воззрения, систематизированные им в книге «Смысл творчества» (М., 1916) и базирующиеся на понимании искусства как своеобразного теургического акта. Из собственно литературных работ Б., кроме ранней статьи о Метерлинке в сб.

«Sub specie aeternitatis» (1907), следует отметить его монографию о Достоевском, изданную в 1923 в Берлине и посвященную гл. обр. религиозными социально-историческим концепциям последнего.

Библиография:

Кроме произв., указанных в тексте: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии, СПБ,. 1901; Новое религиозное сознание и общественность, СПБ.

, 1907; Духовный кризис интеллигенции, СПБ., 1910; Философия свободы, М., 1911; Смысл истории, Берлин, 1923; Философия неравенства, Берлин, 1923; Новое средневековье, Берлин, 1924. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). На рубеже 1900-х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, затем перешёл к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Осн. сочинения (переведены на мн. языки): "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "О рабстве и свободе человека" (1939), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949).Источник: Энциклопедия "Отечество"Николай Александрович (6/18.03.1874-24.03.1948), философ, писатель. В 1890-е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал «Вопросы жизни». Его философия обычно...
Русская энциклопедия
2.
  БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 1948), религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 во Франции, издавал религиозно-философский журнал> "Путь" (Париж>, 1925 40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода>, дух, личность>, творчество> противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство>. Смысл> истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (тома 1-2, 1927 28), "Русская идея" (1946), "Самопознание" (1949). ...
Современная энциклопедия
3.
  БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) – философ, литератор, публицист, обществ, деятель. Один из “властителей дум” 20 в., экзистенциальный мыслитель, страстно отзывающийся на глубинные сдвиги в человеч. духе; христ. гуманист, наследник Вл. Соловьева, чувствующий свою ответственность за судьбу человека в совр. мире. В 1894 поступил на физ-мат. ф-т Киев. ун-та, через год перешел на юридический; штудировал немецкую философию и своих “вечных спутников” — Достоевского и Льва Толстого; увлекался Ибсеном, Метерлинком и Ницше. В ун-те окунулся в марксистскую среду; при посредничестве М.И. Туган-Барановского стал активно сотрудничать в журн. “Мир божий” (1898-1904). В 1897-1898 за участие в студенч. демонстрациях арестован, затем исключен из ун-та; в 1898 снова последовал арест. В 1899 дебютировал статьей “Ф.А. Ланге и критич. философия” (опубл. на нем., затем на рус. яз. в 1900), содержащей предпосылки его эволюции от марксизма к идеализму.После возвращения из ссылки (Вологда, 1900-1902, затем Житомир) в Киев (1903) наступил “ставрогинский период” в жизни Б. — пропагандиста революции, не верящего в свое дело. Разочаровавшись в полит, деятельности, Б....
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины