Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - джавид

Джавид

джавид
ДЖАВИД Гусейн (1889-) крупный современный поэт Азербайджана. Р. в г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника). Начальное образование получил в Персии, у духовного лица; в дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его учеником. По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью.Первые произведения Д. были напечатаны в бакинском журнале «Фиюзат» под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей «философской учобы» в Константинополе Д.

печатался в органе панисламистов «Сыратуль Мустаким». Наиболее характерные его произведения написаны после войны драмы в стихах и в прозе: «Ана» (Мать), «Афет», «Шейх-Санан», «Иблис» (Демон), «Шейда, «Учурум» (Пропасть), «Пейгамбэр» (Пророк), «Топал Теймур» (Тамерлан), «Азер» и «Дели Князь».В тюркской литературе Азербайджана Д. выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития.

Если Мамед Хади гл. обр. певец восходящей буржуазии, то Д. идеолог последних дней буржуазии; это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле.Первоначально Д. (в драме «Шейх-Санан») находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма). Во втором произведении «Иблис», написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д.

к своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма.В «Иблис» и «Ариф» выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним. Драма «Шейда» апология послереволюционной буржуазии.

После апрельского переворота в Азербайджане Д. отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями. Эти два события изображены у Д. красочно, а герои Магомет и Тамерлан идеализированы.

В своих последних произведениях Д. делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности. Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. в современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии.

Библиография:

I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур; Стихи в журн.

«Маариф вэ Меденийет», Баку, 1923-1927, в журн. «Шарк Кадыны», Баку, 1925-1928; Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. д.

II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале «Тюрк-Юрд», 1927; Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928; в газете «Коммунист», Баку, 1927-1928. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины