Литературная энциклопедия - ларошфуко
Связанные словари
Ларошфуко
Личный опыт сложной политической игры в «маккиавелизм» эпохи фронды определил основные взгляды Л., для к-рого главным стимулом деятельности человека является эгоизм: человек любит, потому что приятно, если и его самого любят, человек милосерд, потому что ему неприятно видеть страдания, и т. д., словом, «все добродетели теряются в расчете, как реки в море», и «пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств».
Современники высоко ценили уменье Л. отмечать тончайшие оттенки явлений, находить выразительные и вместе с тем крайне сжатые идейные формулы, его меткость в характеристике предмета и т. п. Основной прием Л. правильно указан французской критикой он сводит рассматриваемую добродетель к смежному с ней недостатку: великодушие или храбрость к тщеславию, честность к желанию внушить доверие в корыстных целях и т. п.Как историко-культурная фигура Л. типичный показатель общих упадочнических моментов в идеологии французской аристократии XVII века. Герцог Ларошфуко понял, что абсолютизм одержал победу над той частью феодальной знати, которая ему сопротивлялась. Мало того, он убедился в том, что она продаст свои притязания на политическую власть за те выгоды, которые предоставит ей абсолютизм.Общий упадок класса не мог не сказаться в утрате традиционных феодальных доблестей, в неустойчивости таких, казалось бы, незыблемых его устоев, как честь и гордость аристократии. Л. в течение своей бурной жизни пришлось быть свидетелем того, насколько мнимыми оказались эти добродетели в новых социально-политических условиях.
Отсюда крайний пессимизм, мизантропия Л., обобщившая его разочарование в своей классовой прослойке. Разложение последней, ослабление в ней социальных связей определили крайний индивидуализм Л., сосредоточенность его на личных переживаниях, которые подвергаются обостренному самоанализу. Убеждение Л. в испорченности человеческой природы лишь формально связано с янсенизмом, популярным в то время религиозным течением, по существу же является продуктом кризиса мировоззрения фрондировавших против абсолютизма феодально-аристократических группировок.Библиография:Кирпичников А. И., Французская литература в эпоху псевдоклассицизма, во Всеобщей истории литературы, под ред. В. Корша, т. III; Vinet A., Les moralistes francais au XVII s. La Rochefoucauld, Paris, 1837; Prevost-Poradol, etudes sur moralistes francais, Paris, 1865; Bourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895. .
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 902 | |
2 | 743 | |
3 | 669 | |
4 | 658 | |
5 | 629 | |
6 | 513 | |
7 | 495 | |
8 | 490 | |
9 | 487 | |
10 | 486 | |
11 | 484 | |
12 | 461 | |
13 | 453 | |
14 | 447 | |
15 | 442 | |
16 | 432 | |
17 | 430 | |
18 | 428 | |
19 | 425 | |
20 | 410 |