Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - максимов

Максимов

максимов
МАКСИМОВ Сергей Васильевич (1831-1901) беллетрист-этнограф. Р. в Костромской губ. в семье почтмейстера. Учился в Московском университете и Медико-хирургической академии в Петербурге. В Москве М. сблизился с кружком молодой редакции «Москвитянина» во главе с Островским, А. Григорьевым, Т. Филипповым. Литературную деятельность начал в 50-х гг. статьями для «Справочного энц. словаря» М. Даля и этнографическими очерками из быта мещан и крестьян в «Библиотеке для чтения». В 1855 М. совершил литературно-этнографическую экскурсию пешком по Владимирской, Нижегородской и Вятской губ.; рассказы из «народного быта», явившиеся результатом этой экскурсии, составили книгу «Лесная глушь» (СПБ, 1871, два тома). В этих рассказах, выдержанных в духе популярных в 40-50-х гг. «физиологических очерков», описаны крестьянские посиделки, нижегородская ярмарка, извозчики, слепцы, сергач (вожак медведя), булыня (скупщик льна), маляр, колдун, сотский, питерщик, пастух и т. д. Этнографо-географическая экспедиция к Белому морю дала книгу «Год на севере» (СПБ, 1859, издание 4-е, М., 1890). В результате экспедиции в Амурскую область появилась книга «На Востоке, поездка на Амур в 1860-1861 гг., дорожные заметки и воспоминания» (СПБ, 1864, издание 2-е, СПБ, 1871). В Сибири Максимов получил задание произвести осмотр тюрем и быта ссыльных; книга на эту тему была издана в пятистах экземплярах («секретно») под названием «Тюрьма и ссыльные» (СПБ, 1862, в дополненном виде вышла под заглавием «Сибирь и каторга», 1871). В 1862-1863 М. совершил поездку на юго-восток, на берега Каспийского моря и на Урал. Особенно большое внимание было на этот раз уделено М. местному старообрядчеству и сектантству («Иргизские старцы», «Духоборы», «Молокане» и т. д.). В 1865 Максимов принял участие в редактировании и составлении книжек для народа, издававшихся книгоиздательством «Общественная польза», а также комиссиями по устройству народных чтений в Соляном городке; М. составил 18 книжек по описанию различных краев в России. Довольно большой известностью пользуется книга М. «Бродячая русь Христа ради» (СПБ, 1877), в которой дано яркое описание различного странствующего люда. Не менее известна общеобразовательная книжка М., знакомящая с земледельческим хозяйством страны и торговлей, «Куль хлеба и его похождения» (СПБ, 1871, изд. 4-е, 1890). Наконец до сих пор представляет немалый интерес книжка М. «Крылатые слова» (СПБ, 1890), содержащая объяснения многих ходячих метких слов и выражений. Уже после смерти М. вышел большой том его этнографического сочинения «Нечистая, неведомая и крестная сила» (СПБ, 1903), представляющая собою описание народных верований на основании собственных наблюдений Максимова и материалов, собранных по поручению князя Тенишева сотрудниками последнего. Если очерки и записки Максимова уже не представляют большого художественного интереса, то в отношении историко-бытовом и этнографическом они продолжают оставаться весьма значительными. Творчество М. выражает идеологию зажиточных прослоек русской буржуазии 50-70-х гг. и в этом смысле примыкает к тому почвенническому направлению, виднейшими деятелями которого были Островский, Потехин, Лесков, Мельников-Печерский, а главным идеологом Аполлон Григорьев. Для М. характерны все основные тенденции этого движения нескрываемое отрицательное отношение к дворянству, сочувствие патриархальным, нетронутым реформою прослойкам буржуазии и зажиточного крестьянства, своеобразная проповедь «народности», сказывающаяся в идеализации «народа», «бродячей Руси», связанной с реакционно-патриархальными слоями деревни, нищих, погорельцев, калик перехожих, богомольцев, живой интерес к обрядовому быту этой социальной среды, ее нравам, пословицам и поговоркам, метким «ходячим словам» и прочему устному творчеству. В произведениях М. почти отсутствует та казенно-официальная чиновничья идеология, к-рая была так характерна напр. для Мельникова-Печерского; М. представляет повидимому те группы консервативной буржуазии, к-рые меньше были связаны с правящими бюрократич. сферами. В этом плане М. скорее приближается к Лескову .

Библиография:

I. Собр. сочин., 20 тт., изд. «Просвещение», СПБ, 1908-1913 (с очерком его жизни и лит-ой деятельности, составл. П. В. Быковым при т. I, и полным списком работ Максимова, составл. А. Г. Фоминым при т. XX; в собр. сочин. не вошли его литературные статьи, воспоминания и др.).

II. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПБ, 1891, стр. 56-60, 70-73. Некрологи его: «Исторический вестник», 1901, VII, и «Русская мысль», 1901, VI.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МАКСИМОВ Александр Александрович (1923-90), инженер, генерал-полковник 0981), Герой Социалистического Труда (1984). Занимался разработкой, организацией производства, освоением и эксплуатацией ракетно-космической техники. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1968).2. ...
Русская энциклопедия
2.
  МАКСИМОВ Владимир Емельянович (1932 97), русский писатель. В 1974 эмигрировал в Париж>. Повести "Мы обживаем землю" (1961), "Жив человек" (1962). В романе "Семь дней творения" (1971), "Карантин" (1973) драматизм обыденной жизни в условиях советской действительности, обращение к христианскому идеалу. Автобиографическая книга> "Прощание из ниоткуда" (книги 1 2, 1974 82). Публицистика>. Главный редактор журнала "Континент" (1974 92). ...
Современная энциклопедия
3.
  Василий Максимович (1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги – 1911, Санкт-Петербург), русский живописец. Сын государственного крестьянина. Первые навыки живописи получил в иконописной мастерской в Санкт-Петербурге (1855—62). В 1863—66 гг. учился в Петербургской академии художеств в классе исторической живописи. Не закончив обучения, покинул АХ и переехал в Тверскую губернию, где поселился в имении Голенищевых-Кутузовых в качестве домашнего учителя рисования. За картину «Бабушкины сказки» (1867) получил первую премию Общества поощрения художеств. В 1872 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1878 г. был удостоен звания академика АХ.В. М. Максимов. «Всё в прошлом». 1889 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Максимов обращался преимущественно к сюжетам из крестьянской жизни, которую хорошо знал. В одной из наиболее известных картин «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) художник воссоздаёт поэзию патриархального деревенского быта. Его внимание сосредоточено не столько на сюжетной интриге, сколько на тщательной и любовной передаче многочисленных предметов, заполняющих избу: нарядных...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины