Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - малек-ош-шоара бехар

Малек-ош-шоара бехар

малек-ош-шоара бехар
МАЛЕК-ош-ШОАРА БЕХАР (Мохаммед-Таги) (1886-) один из крупнейших современных поэтов Персии. От отца (главного поэта святилища имама Реза в Мешеде) унаследовал поэтический титул «Малек-ош-Шоара» (царь поэтов) и прибавил к нему «Бехар» (весна). Известность приобрел в Хорасане в период конституционного движения.

Быстро выдвинулся как один из мастеров новой лит-ой школы «Ватание» (см. Персидская литература). Его националистически-патриотические оды и статьи против колониальных захватчиков против русского царизма и английского империализма печатались в хорасанских газетах 1909-1911 и в центр. органе демокр. партии «Иране-нов» в Тегеране.

Принимая активное участие в политической жизни, М.-ош-Ш. Б. вступил в демократическую партию и с 1910 издавал газ. «Нов-Бехар» (Новая весна), а после закрытия ее властями «Тазе-Бехар» (Святая весна) и «Бехар» (Весна). Литературные фельетоны М.-ош-Ш. Б. после переезда его из Мешеда в Тегеран пользовались большим успехом.Лучшие литературные произведения М.

-ош-Ш. Б. датируются 1909-1916. Особенно надо отметить поэму (1911), обращенную к сэру Эдварду Грею, в к-рой поэт упрекал Англию за поддержку захватнической политики царской России в Персии. Своими произведениями М.-ош-Ш. Б. пропагандировал идеи персидской буржуазии и либеральных помещиков, целиком отражая их интересы.

В массы он никогда не верил и никогда не был сторонником массового движения (см. стихотворения «Мостазад», «Дад аз джахле авам» (Ой! невежество простонародья)).В начале империалистической войны М.-ош-Ш. Б., как и большинство буржуазных националистов, стал горячим германофилом (реакция против грубых насилий русского и английского империализма в Персии).

Пронизанная германофильством известная поэма «Альман герефт хеттей-э Варшоу ра, Дер хям шексет хешмят-э эслоу ра» (Германия завоевала страну Варшавы, разгромила могущество славян) крупнейшее по мастерству произведение персидской литературы XX в.

В 1915, когда русская царская армия разбила персидскую, М.-ош-Ш. Б., выпустив последний номер газ. «Нов-Бехар» с пламенной передовицей «Враг надвинулся» и поэмой «Вставайте, персы! на Персию обрушилось бедствие. Страна Дария попирается Николаем», вместе с другими лидерами демократов эмигрировал из Тегерана в Кум, а затем укрывался в Хорасане.

В 1918-1919 в Тегеране возник крупный литературный журнал «Данешкаде» (Храм знания), орган литературного общества того же названия. М.-ош-Ш. Б. был избран в конце 1917 председателем. Журн. «Данешкаде» (вышло только 12 номеров) привлек крупнейших поэтов и литераторов страны и в том числе так наз. школу молодежи, принесшую новый стиль и «европейский» подход к изучению вопросов литературы и истории.

После выпуска 6-7 номеров было установлено, что журнал финансировали через М.-ош-Ш. Б. некоторые реакционеры, «любители литературы». На этой почве группа «Данешкаде» раскололась.В период 1918-1920, когда обозначился перевес сил англо-русского блока, М.-ош-Ш. Б. совершил крутой поворот в сторону реакции. Помогая англофильскому кабинету Восух-эд-Доулэ в его расправе с националистами и превращении Персии в колонию Англии, М.

-ош-Ш. Б. возглавляет редакцию официозной газ. «Иран», единственной не закрытой властями. В ней он помещает поэму в честь англофильского премьер-министра с «поэтическим» описанием виселиц.М.-ош-Ш. Б. объяснял свое предательство тем, что стал реалистом и убежденным англофилом, потерявшим веру в способность персидского народа «невежественного перса» жить независимо.

Его творчество этого периода проникнуто глубоким пессимизмом.После падения реакционного правительства в Тегеране и нового подъема национально-революционного движения М.-ош-Ш. Б. отходит от политической и литературной деятельности и возвращается к ней только с изданием литературно-политического журнала «Нов-Бехар». Под влиянием установления советско-персидских отношений и роста симпатий народных масс Персии к Советской России напечатал несколько статей, сочувственных Советскому Союзу.

За 1922-1930 им были напечатаны статьи о социальных учениях Запада и поставлены злободневные вопросы (женский и пр.).С воцарением Риза-хана поэт снова сошел с политической арены. В данное время (1932) он пишет гл. обр. «тасниф’ы» (народные песни), оппозиционные существующей власти. На политическое лицо поэта оказывает сильное влияние пресса арабской реформистско-соглашательской буржуазии («Алхелаль», «Ал-Моктатаф» и пр.), которой он постоянно пользуется.Отдельными книгами стихи М.-ош-Ш. Б. до сих пор не напечатаны. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины