Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - музы

Музы

музы
МУЗЫ божества греческой религии, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение. В основе представлений о М. лежат верования хтонической религии, видевшей источник всякого вдохновения и таинственного знания в подземных и водных силах. М. мыслятся в тесной связи с горными ключами, будь то в Пиерии (отсюда эпитет Пиериды) или в Беотии, на Геликоне, где находятся источники Гиппокрена и Аганиппа, у реки Пермесса (впоследствии и на Парнасе с источником Касталией). Они представляют собой фигуры, родственные нимфам. Как олицетворение поэтического и музыкального вдохновения, которое отождествлялось с пророческим вдохновением, М. первоначально представлялись единым божеством («Илиада» и «Одиссея» открываются традиционным обращением к М.

как таковой). Впоследствии число их было доведено до трех, а потом до девяти. Для эпического поэта М. является источником его «знания» о воспеваемых им событиях; от М. он получает дар песнопения. В «Теогонии» Гезиода М. являются дочерьми Зевса и Мнемозины («Памяти» олицетворения воспоминаний о прошлом как основном предмете поэтической саги).

Религия Аполлона также вводит М. в свой круг. Аполлон становится «предводителем» М. (Мусагет). М. являлись также покровительницами знания: Геродот озаглавил свой исторический труд «М.» и разделил его на 9 книг, присвоив каждой наименование одной из М. (как впоследствии Гёте в «Германе и Доротее»).

Необразованный человек назывался немусическим (amusos), и школа была поставлена под покровительство М. Однако в религии и особенно в мифологии роль М. не велика. Представление о М. использовалось гл. обр. поэтами и художниками. В результате потребности изобразительного искусства в индивидуализированном воплощении каждой из девяти М.

они были в эллинистическую эпоху диференцированы по отдельным видам искусства словесного, музыкального и хореографического, хотя подобная специализация не была дана традицией и никогда не получила общеобязательного признания. В позднейшей античности с именами М., канонизированными Гезиодом, обычно соединялись следующие представления об их функциях:1. Каллиопа («Красиворечивая») героический эпос;2. Клио («Славящая») история; обе М. изображались со свитком или диптихом (складной дощечкой для писания) в руках;3. Урания («Небесная») астрономия, дидактический эпос, атрибут глобус;4. Эвтерпа («Прекрасноуслаждающая») музыка, элегическая поэзия, атрибут флейта;5. Эрато («Приятная») лирика, атрибут лира;6. Терпсихора («Усладительнотанцующая») хорическая лирика, пляска, атрибут кифара;7. Мельпомена («Пляшущая») трагедия;8. Талия («Цветущая») комедия, атрибуты трагическая и комическая маски;9. Полигимния («Многопоющая») пантомима или красноречие; изображалась без определенного атрибута, закутанная в плащ.У римлян М. соответствовали Камены. Антикизирующая литература нового времени охотно пользовалась именами М. и названиями гор и источников, у к-рых М. были локализованы, как поэтическим орнаментом. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МУЗЫ в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов, Урания астрономии, Каллиопа эпической поэзии. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины