Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - серошевский

Серошевский

серошевский
СЕРОШЕВСКИЙ Вацлав Леопольдович (1860-) польский писатель. Происходит из мелкодворянской семьи, поместье к-рой было конфисковано после восстания 1863. За участие в революционном движении неоднократно ссылался в Сибирь.Первая новелла С. «Осенью» написана в 1884. Одновременно он занимался изучением быта местного населения и труды свои посылал в Петербургское географическое об-во.

Благодаря ходатайству этого общества С. получил разрешение перебраться в Якутск, а затем и в Иркутск, где закончил большой научный труд на русском языке, под названием «Якуты». Опыт этнографического исследования» (т.I, СПБ, 1896; польск. изд. «Dwanascie lat w Kraju Jakutow», 1900), изданный и примерованный Географическим об-вом. В 1905 издал другой труд «Корея» (польское изд.

«Korea», 1905). В 1914 С. вступил в легионы Пилсудского.Перед империалистической войной С. был одним из популярных польских писателей. Особенным успехом пользовались его сибирские рассказы. Такие произведения его, как «W ofierze bogom» (В жертву богам), «Risztau» (Риштау, Кавказ, 1899), «Na cresach lasov» (На краю лесов), «W motni» (В западне), «Chailach» (Хайлах), «Kuli» (Кули), «Wsrod ladow» (Среди льдов), «Na dnie nedzy» (Предел скорби), «Ucieczka» (Побег) и мн.

др. завоевали ему многочисленных читателей среди рабочих и радикальной интеллигенции. Многие из них были переведены на русский яз., некоторые самим С.Произведения эти проникнуты абстрактным гуманизмом. Любимая идея С. это вера в единое человечество. Реальность его для С. несомненна, какие бы разочарования в отдельных людях не предстояли благородным идеалистам.

В конце концов эта вера у С. торжествует («На краю лесов»). Этими настроениями особенно полны рассказы С., посвященные китайцам, якутам, чукчам и др. Их добродушие, наивность, гостеприимство любовно изображены С. Он весьма удачно избегает экзотизма и, как справедливо было замечено критикой, «якутский и тунгусский миры у Серошевского привлекают наше внимание больше тем, чем они похожи на нас, нежели тем, чем от нас разнятся».

После войны С. выступил как ярый враг коммунизма и СССР. В 1922 он написал пьесу «Bolszewicy» (Большевики). Это в достаточной мере бездарная клевета на большевизм. Несмотря на весьма усиленную поддержку со стороны официальных кругов, пьеса эта провалилась после нескольких представлений. С. является также довольно плодовитым публицистом, всегда впрочем отличавшимся большой поверхностностью суждений; в последнее же время деятельность С. стала носить крайне реакционно-фашистский характер. В настоящий момент С. является членом польской фашистской Академии литературы.

Библиография:

I. Pisma, 14 vv., Warszawa, 1922-1926. Русские перев. повестей и рассказов С. стали появляться в печати с 90-х гг. («Русское богатство», «Начало», «Мир божий», «Жизнь»); Рассказы, 8тт., изд. «Знание», СПБ, 1908-1909; Беньовский. Роман, перев. М.Абкиной, изд. «Мысль», Л., 1927; На краю лесов. Повесть, изд. «Биб-ки всемирной литературы», Л., 1928 и Гиз, М. Л., 1930; Ян-Хун-Цзы (Заморский дьявол). Китайские повести, перев. С.Михайловой-Штерн, «ЗиФ», М. Л., 1928; Против волны, с предисл. Ф.Кона, изд. «Молодая гвардия», М. Л., 1929 (воспоминания о сибирской ссылке).

II. ФельдманВ., В.Серошевский, «Критический альманах», кн. 2, М., 1910; ЗалевскийК. (псевд. Трусевича), К характеристике новейшей польской литературы, «Современный мир», 1912, IV. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины