Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - сиверс

Сиверс

сиверс

СИВЕРС (Зиверс) Эдуард (Eduard Sievers, 1850-1932) создатель «произносительно-слуховой филологии», известный немецкий лингвист. Согласно его учению в тексте литературного произведения сполна заложены все элементы его звучания, и эта «внутренняя структура» текста может быть восстановлена при помощи определенных приемов. Первоначально С.

ограничивал круг скрытых в тексте факторов звучания мелодикой, т.е. движением голоса по высоте. Позже он развивал теорию «звукового анализа», в к-рой утверждал, что восприятие всякой речи как устной, так и письменной вызывает моторную реакцию в форме побуждения к сокращению мускулов, не входящих в состав произносительного аппарата, причем эти моторные импульсы восходят к говорящему субъекту или автору текста; именно эти «сопутствующие» сокращения мускулов сообщают индивидуальному голосу специфическое «качество звука».С. применил методы «произносительно-слуховой филологии» к критике значительного числа разнообразных памятников древнееврейских, греческих, древнескандинавских, древне-, среднеи ново-верхненемецких и т.п. (книги Ветхого завета, Евангелия, Апокалипсис, Эдда, Гудрун, миннезанг, «Слово о полку Игореве», «Король Лир» и др.

). Однако ему не удалось сообщить этим текстологическим исследованиям достаточную убедительность.

Библиография:

I. По теории «произносительно-слуховой филологии»: Rhytmisch-melodische Studien, Hdlb., 1912; Ziele und Wege der Schallanalyse, Hdlb., 1924; Der Textaufbau der griechischen Evangelien klanglich untersucht, Lpz., 1931.

II. IpsenG. und KargF., Schallanalytische Versuche, Hdlb., 1928; ШульцеР.

В., Ритм в психологии творчества, «Западные сборники», вып.2, М., 1924; ВышеславцеваС., О моторных импульсах стиха, «Поэтика», III, Л., 1927. также библиографию к ст. Мелодика. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины