Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - чэнь лян

 

Чэнь лян

чэнь лян

Чэнь Тунфу, прозв. Лунчуань сяншэн ("учитель из Лунчуаня").1143, Юнкан окр. Учжоу (территория совр. пров. Чжэцзян), 1194Мыслитель-неоконфуцианец, основоположник Юнкан школы. Имел высшую ученую степень цзиньши, но от службы отказался. Выступал против переговоров дин. Сун с агрессором чжурчжэньским гос-вом Цзинь, за вооруженный отпор, что послужило причиной нескольких его арестов по ложным обвинениям.

Выступал против законодательного ущемления интересов зажиточных землевладельцев и торговцев. Подвергал критике совр. ему приверженцев "учения о принципе" (ли сюэ) за увлечение схоластич. рассуждениями, ратовал за практич. применение конф. учения. Натурфилос. воззрения Ч.Л. отличались трактовкой дао как осн. закона мира вещей, имманентного этим вещам и не существующего в отрыве от них. Дао не проявляется внешне как нечто исходящее из "оформленной пневмы" (син ци, см. Ци (1)), но "постоянно действует среди дел и вещей", поэтому для его познания необходимо выявление его "действия" (син (3), см. Чжи син) в "делах и вещах". Получение знаний, по Ч.Л., само по себе неотрывно от практич. деятельности. Ее условия в древности и в совр. ему эпоху считал настолько различными, что речи и деяния "совершенных мудрецов" (шэн сянь, см. Шэн (1)) древности не могут более служить образцом (законом см. Фа (1)). Ч.Л. сближал понятие "(индивид.) природы" (син (1)) человека с "совокупностью человеч. страстей": чувства и страсти имеют определенные градации, удовлетворение многих из них соответствует нормам морали, так что "небесный принцип (тянь ли, см.

Тянь) и человеч. страсти могут совместно действовать" в человеч. "природе". Осн. чертой взглядов Ч.Л. на историю было неприятие учения о деградации природной среды и человеч. сознания в течение трех эр (сань дай, см. Сань ши шо), что было осн. пунктом его расхождений со старшим современником Чжу Си. Ч. Л. был убежден в цикличности историч.

процесса, связанного с состоянием "пневмы", единообразно меняющегося в течение каждого шестидесятилетнего календарного цикла. Его политич. идеалом было "совместное применение (путей) вана и деспота (см. Ван дао), обоюдное действие долга/справедливости (и ( 1 ) ) и пользы/выгоды (ли (3))". Соч. Ч.Л. были сведены в сб. "Лунчуань вэнь цзи".*Ч.Л. цзи (Собр. соч. Ч.Л.). Пекин, 1974;**Тillтапп Н.С. Utilitarian Confucianism. Ch'en Liang's Challenge to Chu Hsi. Camb. (Mass.), 1978.Сюй Юаньхэ

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины