Китайская философия. Энциклопедический словарь - цзоу янь
Цзоу янь
Цзоу-цзы 305 240 до н.э.Ведущий представитель филос. школы иньян цзя. Принадлежал к школе Цзися. Сведения о взглядах и жизни Ц.Я. сохранились гл. обр. в "Ши цзи" Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), "Хань шу" (1 в.) и нек-рых фрагментах "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Как ученый, Ц.Я. пользовался большим авторитетом именовался "Янем, говорящим о мироздании", с почетом принимался в царствах Вэй, Чжао, Янь и др. Был учителем Чжао-вана, правителя царства Янь.Ц.Я. приписывается разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия полярных космич. сил инь ян с идеей циклич. порядка "пяти элементов" (у син (1)), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах концепция инь ян не упоминается. Система у син ( 1 ) представлена у него в тезисе о "циркуляции (конце начале) пяти благодатен" (у дэ чжун ши) как универсальных вселенских начал, в ходе космогенеза возникающих вслед за "разделением Неба и Земли" и обусловливающих миропорядок. Ц.Я. распространил идею цикличности у дэ на историч. процесс, связав ее с этапами расцвета и деградации правящих династий и об-ва в целом. Взгляды Ц.Я. получили развитие в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и в религиозно-оккультной традиции, связанной с гадательной практикой, а также в средневек. историософских концепциях.Опираясь на нумерологич. расчеты (см. Сян шу чжи сюэ), Ц.Я. развил схему Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 в. до н.э.), определяющую строение и размеры территории "Срединных гос-в" (древнекит. царств), представленной как девятиклеточный квадрат со стороной 9 тыс. ли (возможные в то время значения ли 477,84 497,7 м).
Ц.Я. объявил эту территорию 1/9 одного из "девяти (мировых) материков" и 1/8 всей Поднебесной. Подстановка в схему Ц.Я. числовых данных Мэн-цзы определяет Поднебесную как квадрат со стороной 27 тыс. ли, что близко данным, сообщенным в "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) (28 тыс. ли с востока на запад, 26 тыс. ли с юга на север), и реальному диаметру Земли.
Источник этих данных остается загадкой для исследователей.Сохранились сведения, что в "Хань шу", библиографич. разд. "И вэнь чжи" (1 в. до н.э. 1 в. н.э.) соч. Ц. Я. было посвящено 49 пяней (глав) и 56 пяней его жизнеописанию, а в 7 в. каноноведом Янь Шигу был написан коммент. "Цзи Ц. Я. со шо" ("Об учениях Ц. Я."). Все эти материалы считаются утерянными.**Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиц. кит. науки // Совр. историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987. С. 27 9. См. также лит-ру к ст. Иньян цзя.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 408 | |
2 | 404 | |
3 | 349 | |
4 | 259 | |
5 | 245 | |
6 | 243 | |
7 | 233 | |
8 | 231 | |
9 | 227 | |
10 | 216 | |
11 | 210 | |
12 | 205 | |
13 | 197 | |
14 | 196 | |
15 | 195 | |
16 | 193 | |
17 | 190 | |
18 | 189 | |
19 | 188 | |
20 | 183 |