Китайская философия. Энциклопедический словарь - души небесные и земные
Души небесные и земные
Души ХУНЬ ("небесные") и ПО ("земные") обозначение души, характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. в текстах встречаются с сер. 1-го тыс. до н.э. ("Ли цзи", "Цзо чжуань" и др.). Идея множественности душ восходит к архаич. религ. верованиям шаманского типа. Каждая из душ рассматривается как своеобразный сгусток положительной (ян (1), см.
Инь ян) или отрицательной (инь (1)) "пневмы" (ци (1)). Хунь состоят из ян ци и определяют функции сознания и мышления, по из инь ци и обусловливают жизнедеятельность. Как правило, в религ. и религиозно-филос. соч. признается наличие у человека десяти душ трех хунь и семи по.Их единство достигается только за счет пребывания в одном теле, после гибели к-рого связи между ними распадаются. Комплекс душ хунь становится "духом" (шэнь (1)), к-рый растворяется в "небесной пневме" (тянь ци). Комплекс душ по становится демоном (гуй (1)), находящимся вблизи от тела и способным к появлению в виде призрака. Позднее гуй превращается в тень в подземном царстве "желтого источника" (хуан цюань) или гибнет, растворившись в "земной пневме" (ди ци).
Представления о Х.п. во многом обусловили возникновение даос. (см. Даосизм) доктрины физич. бессмертия (см. Сянь сюэ).**Юй Иниш. Чжунго гудай сыхоу шицзегуань дэ яньбянь (Трансформация представлений о загробном мире в древнем Китае) // Янь юань лунь сюэ цзи. Пекин, 1986; Loewe M. Ways to Paradise. The Chinese Quest for Immortality. L., 1980; Smith O.H. Chinese Concepts of the Soul // Numen. 1958. Vol. 5. №3.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 410 | |
2 | 406 | |
3 | 352 | |
4 | 259 | |
5 | 245 | |
6 | 243 | |
7 | 233 | |
8 | 232 | |
9 | 228 | |
10 | 217 | |
11 | 210 | |
12 | 207 | |
13 | 197 | |
14 | 197 | |
15 | 195 | |
16 | 193 | |
17 | 190 | |
18 | 190 | |
19 | 188 | |
20 | 183 |