Китайская философия. Энциклопедический словарь - две истины
Две истины
ЭР ДИ "Две истины"Один из осн. терминов кит. буддизма, пришедший из брахманизма ("истина" санскр. сатья, кит. ди |4)). Э.д. являются категориями буд. гносеологии и представляют собой два качественно различных уровня познания: "мирская (словесная) истина" (су ди) и "абс. (первого значения, высшая) истина" (чжэнь ди).Э.д. по-разному трактовались буд.
школами.В тхераваде (см. Буддизм) "мирской истиной" считается составной диссоциативный взгляд на явления, "частичное" знание об истинном бытии. В противоположность этому "абс. истина" единый, неразделимый взгляд на явления. В йогачаре "мирская" и "абс." истины различаются как обыденное знание и истина буддизма.Наибольшее распространение в Китае получила махаянистская трактовка инд. буддиста Нагарджуны (2 в.), осн. на категориях "причинности" (юань ци (2)) и "пустотности" (кун). Он считал, что, хотя слово и истина противостоят друг другу, "две истины" гармонично связаны и являются последовательными этапами познания. Для постижения "абс. истины" первоначально следует использовать вербальные структуры "мирской истины". Связь между "двумя истинами" непосредственно устанавливается при толковании абстрактных понятий. После постижения "абс. истины" и достижения нирваны "истинность" слов остается, она лишь приобретает относит, характер.Э.д. трактовались Нагарджуной также как метод познания: наблюдение явлений посредством соединения "двух истин" есть "срединное видение" (чжун гуань) или "срединный путь" (чжун дао).Э.д. выступают как антитеза "наличия" (ю, см. Ю у) и "пустотности", "отсутствия" (кун), "несамости" (у цзы сип). Такая трактовка Э.д. вела к ориентации на интуитивное знание вне дискретных структур, что оказало влияние на доктрины нек-рых направлений кит. буддизма, в части. Чань школы.Комплексная трактовка Э.д. дана в доктрине Саньлунь школы, где выделялось три или четыре уровня (вида) каждой из "двух истин".
В Тяныпай школе учение об Э.д. трансформировалось в "учение о гатха трех истин".**Фан Лшпянь. Фоцзяо чжэсюэ (Философия буддизма). Пекин, 1986.А. А. МословКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 410 | |
2 | 406 | |
3 | 352 | |
4 | 259 | |
5 | 245 | |
6 | 243 | |
7 | 233 | |
8 | 232 | |
9 | 228 | |
10 | 217 | |
11 | 210 | |
12 | 207 | |
13 | 197 | |
14 | 196 | |
15 | 195 | |
16 | 193 | |
17 | 190 | |
18 | 189 | |
19 | 188 | |
20 | 183 |