Китайская философия. Энциклопедический словарь - е ши
Е ши
Е Чжэнцзэ, прозв. Шуйсинь.1150, Юнцзя окр. Вэньчжоу (на территории совр. лров. Чжэцзян),1223.Мыслитель-неоконфуцианец, политич. деятель, литератор, представитель Юнцзя школы. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие гос. посты, удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского гос-ва Цзинь.
Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям. Осн. соч."Си сюэ цзи янь" ("Записки и высказывания по поводу учения"), "Шуйсинь сянь-шэн вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя Шуй-синя"), "Бе цзи" ("Собр. произв. о чуждом").Утилитаризм школы Юнцзя проявился у Е Ш.в учении о "достижении пользы/выгоды"; последняя (ли (3)) объявлялась условием реального существования "долга/справедливости" (и (11) ("Си си цзи янь", цз. 23). Вразрез с общей для конф. идеологии тенденцией он настаивал на гос. поддержке торговли и ремесел, эффективного денежного обращения, отвергая их традиц. противопоставление как второстепенных "ветвей" (мо) сельскому хоз-ву "корню" (бэнь) гос.
мощи (там же, цз. 19). Считал проявления дао как некоей интегральной мировой закономерности зависимыми от существования мира "оформленных" (син (2)) вещей, образуемых мировой субстанцией "пневмой" (ци (1)). Формы проявления "течения и превращений (пнсвмы), не имеющей постоянной локализации", явлены в "пяти элементах" (у син (1)) и восьми триграммах (ба гуа, см.Гуа). Толковал вселенское "Единство" ("Единое"-и (2)) не как синоним "единения/тождества" (тун (1), см. Да тун (1)), а как сущность, принципиально отличную от "вещей" (у (3)). Это "Единство" реализуется в беспредельном множестве взаимодействий дуальных космич. сил инь ян, к-рые тем не менее рано или поздно приходят к абсолютно сбалансированной ситуации "срединное™ и постоянства" (чжун юн, см.
"Чжун юн")итоговому состоянию дао, уподобленному ровной водной глади после волнения стихий ("Е Ш. цзи", гл. "Чжун юн"). В учении о познании Е Ш. делал акцент на ценности субъективного практич. опыта. Рассматривал человеч. "страсти" (юй, см. Тянь) как естеств. тягу к удовлетворению человеч. потребностей, а правила этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2))-как ограничитель и регулятор "страстей", но не средство их подавления ("Си си цзи янь", цз.
15). Подвергал критике отд. положения столпов конфуцианства Цзэн-цзы, Цзы Сы, Мэн Кэ; отрицал авторство Конфуция на комментирующую часть "Чжоу и". Осуждал представителей "учения о принципе" (ли сюэ) за эклектич. смешение положений даосизма и буддизма при конструировании космогонич. схем с использованием понятий тай цзи ("Великий предел") и у цзи ("Беспредельное").
Отрицательно относился к даос, и особенно к буд. этике и учениям о познании как ведущим к "неизбежному забвению (задачи) осуществления своего дао" ("Си си цзи янь", цз. 43), т.е. задачи должной индивид, самореализации.*Цзи (Собр. соч.). Т. 1 3. Пекин, 1961.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 408 | |
2 | 404 | |
3 | 349 | |
4 | 259 | |
5 | 244 | |
6 | 243 | |
7 | 233 | |
8 | 231 | |
9 | 227 | |
10 | 216 | |
11 | 210 | |
12 | 205 | |
13 | 197 | |
14 | 196 | |
15 | 195 | |
16 | 193 | |
17 | 190 | |
18 | 189 | |
19 | 188 | |
20 | 183 |