Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - гу яньу

 

Гу яньу

гу яньу

Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь.15.7.1613, Куньшань пров. Цзянсу, 15.2.1682, Цюйво пров. Шаньси.Философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критич. направлению пу сюэ ("учение о естестве", "конкр.

учение") в идеологии пер. правления дин. Цин (1644 1911). Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчж. завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу "Пламенный воитель". Отказывался от карьеры при маньчж. владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Идейное наследие Г.Я. заключено гл. обр.

в двух сб-ках разнотемных произведений: "Собр. прозы (Гу) Тинлиня" ("Тинлинь вэнь цзи") и "Записях ежедневных познаний" ("Жи чжи лу").Неспособность Китая противостоять иноземцам Г.Я. объяснял порочностью господствовавшей идеологии неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ (1)), к-рое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Г.Я. выступал за изучение и восстановление "подлинного" конфуцианства ("учения совершенномудрых" шэн сюэ) в древнейшем ортодокс, истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э.220 н.э.). Поэтому порожденное Г.Я. идейное направление стало наз. также "ханьским учением" (хань сюэ). Для его возникновения осн. значение имело введение Г.Я. новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирич. обоснованности и практич. применимости знания в общем онтологич. плане Г.Я. выводил из того, что "для дао нет места вне орудий (ци (2))", т.

е. вне конкр. явлений действительности. "Путь-учение (дао) совершенномудрых" он определял двумя формулами Конфуция: "расширение познаний в культуре (вэнь)" и "сохранение чувства стыда в своих поступках" ("Лунь юй", VI, 25, XII, 15, XIII, 20), объединяя т.о. гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме "законы или люди" Г.Я. упорядочивающим считал человеч.

фактор: обилие юридич. норм пагубно, ибо заслоняет мораль. "Выправления людских сердец и улучшения нравов" можно достичь посредством свободного выражения обществ, мнения -"чистосердечных обсуждений" (цин и). Полагал, что в пер. с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Вост.

Хань (25 220), особенно в пер. правления ее основателя Гуаньу-ди (25 57).Вместо традиц. концепции политич. власти, соотносящей императора и чиновников как "тело и члены", Г.Я. предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба ("Жи чжи лу", цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага.

Основой всей социально-политич. структуры считал межличностные, прежде всего кровнородств. отношения. Приблизился к различению об-ва (Поднебесная) и гос-ва. Гибель гос-ва смена династии, гибель Поднебесной утрата моральных норм до такой степени, что "люди готовы пожирать друг друга" (слова из "Мэн-цзы"). Ревизуя формулу "Да сюэ", умение сохранить Поднебесную считал гарантом умения упорядочить гос-во.

В социально-экономич. сфере выступал с позиций конф. антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных "мнимых" -денег. Гл. целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. считал не экономич. благосостояние, а социально-политич. стабильность.

*Жи чжи лу цзи ши ("Записи ежедневных познаний" с собр. коммент.). Сост. Хуан Жучэн (1834). Пекин, 1957; Тинлинь ши вэнь цзи (Собр. поэзии и прозы (Гу) Тиклиня). Тайбэй, 1970; **Малявин В.В. Кровнородств. объединения цзунцзу в конф. историографии позднесредневек. Китая // 3-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1972; Власов B.C. К характеристике "хо хао"термина экономич. мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Г.Я., XVII в.) // Вопросы истории Китая. М., 1981; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений. XVII -XVIII вв. М., 1989; Чжан Шунь-хуэй. Гу Тинлинь сюэ цзи (Жизнеописание и учение Гу Тинлиня). Ухань, 1957; Се Гочжэнь. Гу Тинлинь сюэ пу (Биография и учение Гу Тинлиня). Шанхай, 1957; Ван Цзян. Г.Я. Пекин, 1960; Chang С. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 216 35.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины