Китайская философия. Энциклопедический словарь - хун сюцюань
Хун сюцюань
Жэнь Кунь. 1814 1864Основатель религиозно-политич. "Об-ва поклонения Верховному владыке" (Бай Шан-ди хуэй), один из организаторов и духовный вождь крестьянского движения тайпинов (1851 64), расшатавшего устои феод, строя и подготовившего почву для массовых нар. выступлений в последующие десятилетия, "Небесный князь" (тянь-ван) тайпинского Небесного гос-ва (Тяньго).
Испытывал влияние христианской доктрины, с к-рой познакомился в молодости. Призывал к уничтожению "демонов", воплощениями к-рых считал правителей Цинской империи. Стремился показать единство Божьего (небесного тянь) промысла для всего мира: "Небо и люди едины духом, законы природы не имеют двойственности". Проповедовал самоценность человеч.
личности, подчеркивая, что "между Небом и Землей человек (самое) ценное, среди всего многообразия природы (только) человек обладает душой"; "издревле все дела творил человек". Бог "Верховный господин и Августейший высший владыка" (Шанчжу Ху-аншан-ди), создатель мира, в тайпинской лит-ре наделялся человеч.обликом и даже супругой. Иисуса Христа Х.С. именовал старшим сыном и наследником Бога-Отца, себя младшим братом Христа. Х.С. и его последователи восприняли Евангелие, сюжеты Ветхого Завета, своеобразные версии осн. догматов христианства и таинств, в т.ч. крещения, празднование воскресения и т.п. Х.С. подал пример борьбы против традиц.
верований, уничтожив семейный алтарь, объявил Конфуция предводителем демонов.Воспринятые Х.С. уравнительные версии идей христианства, наложившиеся на стереотипы традиц. мышления, привели к идее создания нового обществ, устройства на основе древнекит. утопий Да тун (1) ("Великое единение"), Тай пин ("Великое равновесие") и религиозно-морального кодекса, содержащего элементы христианского учения протестантского толка.
Х.С. выдвинул достаточно четко сформулированную эгалитаристскую доктрину гос. устройства, декларируя стремление ко всеобщему равенству ("превратить Поднебесную в одну семью"), равноправию мужчин и женщин ("мужчины и женщины Поднебесной являются братьями и сестрами").Вместе с тем идея всеобщего равенства и равноправия мужчин и женщин фактически подразумевала прежде всего "равенство всех перед Богом"; выступая против обожествления Конфуция, Х.
С. и др. лидеры движения в то же время нередко ссылались на догматы конф. канона как на высший авторитет и источник непреходящей мудрости. Идеология Х.С. служила теоретич. основанием своего рода "крестьянского коммунизма", казарменного равенства большинства при наличии привилегированной бюрократии и стоящей над об-вом титулованной знати.
В целом тайпинский идеал обществ, устройства в трактовке Х.С. предстает как обращенная в прошлое эгалитаристская утопия, во многом совпадавшая с собственно конф. интерпретацией "Великого единения".*Х.С. сюаньцзи (Избр. соч. Х.С.). Пекин, 1976; Поучение об истинном пути пробуждения мира // Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (18401898). М., 1961; Земельная система Небесной дин. // Там же. **Тайпинское восстание. М., 1960; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XIX в. М., 1993; Хуан Янь. Х.С. хэ Тайпин Тяньго фань Кун юньдун (Х.С. и антиконф. движение Небесного гос-ва тайпинов) // Сюэси юй пипань. Шанхай, 1971. №2; Синь Фэн, Ичан шэнши хаода дэ дуй Кун юньдун (Одно из величайших движений против Конфуция) // Гу-анмин жибао. 2.7.1974.С. Р. БелоусовКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 408 | |
2 | 404 | |
3 | 349 | |
4 | 258 | |
5 | 244 | |
6 | 242 | |
7 | 232 | |
8 | 230 | |
9 | 226 | |
10 | 215 | |
11 | 209 | |
12 | 204 | |
13 | 196 | |
14 | 195 | |
15 | 194 | |
16 | 192 | |
17 | 189 | |
18 | 188 | |
19 | 187 | |
20 | 182 |