Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - неоконфуцианство

 

Неоконфуцианство

неоконфуцианство

(Neo-Confucianism).Термин зап. происхождения, обозначающий одно из гл. направлений дальневост. философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким кит. (и производным от них япон., корейским и вьетнамским) терминам: дао сюэ "учение (истинного) Пути"; (син мин и) ли сюэ "учение об (индивид, природе, предопределении, должной справедливости и) принципе"; синь сюэ (1)-"учение о сердце (психике)"; ши сюэ "учение о реальном", или "реальное (практич.) учение"; шэн сюэ "учение о совершенной мудрости", или "учение совершеиномудрых"; Суп сюэ -"учение (эпохи) Сун (9601279)". В самом узком смысле Н.учение философов 11 12 вв., выделенных офиц. "Историей дин. Сун" ("Сун ши", 14 в.) в направление дао сюэ, т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей.

В менее узком смысле Н. охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11 17 вв. (эпохи Сун Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле Н. означает всю совокупность конф. и "конфуцианизированных" учений, созданных в дальневост. регионе с 11 в. по наст, время. Автохтонные наименования Н.

подчеркивают: Сун сюэ время его возникновения; ши сюэ "реалистичность" и "практичность" в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ следование открытой древними "совершенномудрыми" ортодокс, истине дао-Пути; шэн сюэ признание за каждым человеком возможности лично достичь "совершенной мудрости" (шэн (1)) в силу изначально присущей ему "доброй природы" (см.

Син (1)). Наиболее распространенные кит. обозначения Н.(син мин и) ли сюэ, синь сюэ (1)-выделяют его центр, категории: "(индивид.) природа" (син (1)), "предопределение" (мин (1)), "долг/справедливость" (и (1)), "принцип" (ли (1)), "сердце" (синь (1)).У истоков Н. стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма Ван Тун (6 7 вв.

), Хань Юй и его ученик Ли ао (8 9 вв.). Создавать идеологию Н. начали "три мастера учения о принципе"Сунь Фу, Ху Юань (кон. 1011 в.) и Ши Цзе (Ив.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в Н. стало направление его последователей и комментаторов Чэн (братьев)Чжу (Си) школа, первоначально оппозиц.

офиц. идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в сер. 20 в. породившая "новое учение о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Осн. конкуренцию ей составила Лу (Цзююаня)Ван (Янмина) школа, идейно доминировавшая в 16 17 вв. Соперничество школ Чэн Чжу и Лу Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции "учение о принципе""учение о сердце", распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих гл. направлений в Н. с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилос. проблемам и нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) построениям (Шао Юн, 11 в.; Цай Цзюфэн, 12-13 вв.; Фон Ичжи, Ван Чу-аныиань, 17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.

; Е Ши, 12-13 вв.; Ван Тинсян, 15 16 вв.; Янь Юань (2), 17 нач. 18 в.). В 1719 вв. господствовавшие учения Чэн Чжу и Лу Вана подверглись атакам со стороны "эмпирич." школы, делавшей упор на критич. изучение классич. текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого "учением о естестве", или "конкр. учением" (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.

), а крупнейшим представителем -Дай Чжэнь (18 в.). Дальнейшее развитие Н., начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения зап. теорий.В отличие от первонач. конфуцианства Н. основано прежде всего на текстах Конфуция (6 5 вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 3 вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилос. канонах. Этот новый подход школа Чэн Чжу воплотила в "Четверокнижии" ("Сы шу"). В пер. складывания Н. нормативной формой "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин") была охвачена и древняя протофилос. классика. Первое место в нем занял методология, "органон" "Чжоу и", в котором изложены нумерологич.

идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графич. символики) и развитые в Н. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первонач. конфуцианстве онтологич., космологич. и гносеопсихологич. проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма нек-рые абстрактные понятия и концепции, Н. ассимилировало их путем этич.

интерпретации. Этич. доминанта конфуцианства в Н. обернулась этич. универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеч. ("гуманность"-жэнь (2), "(индивид.) природа", "сердце") и природных (Небо тянь, "предопределение", "благодать/добродетель"дэ |1)) сущностей. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как "моральную метафизику" (даодэ дэ синэршансюэ, см. Син (2)), являющуюся одновременно теологией.*Хуан Цзунси. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях (эпох) Сун и Юань). Т. 1 2. Шанхай, 1933; Его же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев (эпохи) Мин).

Кн. 1 2. Шанхай, 1933; Reflections on Things at Hand. The Neo-Confucian Anthology. Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch'ien. N.Y.-L., 1967; **Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.Л., 1947. С. 222 444; Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174 207; Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 88 263; Кобзев А.И. Совр. этап в изучении и интерпретации Н. // НАА. 1983. №6. С. 151 69; Хуан Гунвэй. Сун Мин Цин ли сюэ тиси лунь ши (Систематич.

и историч. очерк Н. (эпох) Сун, Мин и Цин). Тайбэй, 1971; Briere О. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 1950. L., 1956; Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1 2. N.Y., 1957 62; Liang Ch'i-ch'ao. Intellectual Trends in the Ch'ing Period. Camb. (Mass.), 1959; The Unfolding of Neo-Confucianism. N.Y., 1975; Principle and Practicality: Essays in Neo-Cenfucianism and Practical Learning. N.Y., 1979; Bary W.Th. de. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N.Y., 1981.А.И. Кобзев

Китайская философия.

Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины