Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - основа - второстепенное

 

Основа - второстепенное

основа - второстепенное

Терминологич. словосочетание, в кит. философии имеющее три осн. значения.1. "(Оформленная) сущность/реальность и (ее) функция/атрибут". Первый член терминологич. пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти (1) ("тело/основа") и юн (2) ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 3 вв. до н.э.): "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей (оформленной) сущностью (ти (1)), (даже утилитарно) негодное имеет свою функцию (юн (1)) по отношению к человеку" (гл.

"Фу го""Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти (1) это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн (2)) ("Чжоу и вай чжуань" "Внеш. коммент. к "Чжоуским переменам", цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.ю. как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" "Воспитание духа военных").

В совр. философии знак ти (1) используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. концепции предложил тезис о "недвойственности ти (1) и юн (2)" (ти юн бу эр).2. "Основа/субстанция проявление / акциденция" (более узкое значение: "ноумен феномен").

Здесь соотношение ти (1) и юн (2) более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.ю. начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти ( 1 ) фигурировало "отсутствие/небытие" (у (1), см. Ю у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" ю ("Чун ю лунь" "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. пневму" (юань ци (1), см. Ци (1)), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин (2), см. Дун цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу""Коммент. к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли (1), а в качестве "проявления" "образы" (сян (1), см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.ю. также на соотношение "(индивид.) природы" (син |1)) и "чувств" (цин (2)) ("Чжу-цзы юй лэй" "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 5). Принцип Т.ю. как обозначение дихотомии "основа проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти (1)" обозначал пораженную систему организма орган и т.

п., а иероглиф "юн (2)"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).3. Дихотомия "принцип (основа) применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. науку в качестве основы, зап. науку для (утилитарного) применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит.

наука упорядочивает тело/личность (шэнь (2)) и сердце (синь |1)), зап. наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь""Советы (по поводу) наук"). Под "кит. наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. принципы, под "зап. наукой" естественнонауч. дисциплины и технич. достижения. Этот тезис о соотношении кит. и зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. опыта.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины