Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - пять элементов

 

Пять элементов

пять элементов

У СИН("пять стихий", правильнее "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов")Одна из основополагающих категорий кит. философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. параметры мироздания пространственно-временные и двигательно-эволюционные имеют пятичленную структуру.Этимология. значение иероглифа син (3) "перекресток дорог" определяет его семантику "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба".

У с. в т.н. космогонич. порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с "огнем", "водой" и т.

п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреч. философии, а функционально.В генетич. смысле У с. также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа изнач. "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.

д., У с. образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков У с., связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами.Важнейшие среди этих порядков "взаимопорождение" ("дерево" "огонь" "почва" "металл" "вода" "дерево") и "взаимопреодоление" ("почва" "дерево" "металл" "огонь" "вода" "почва") преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич.

плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы.Истоки учения об У с. восходят к древнейшим (конец 2 тыс. до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан "пять сторон света", у фэн "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я пол. 1-го тыс. до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу "шесть складов", у цай "пять материалов"). В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) говорится, что У с. были созданы мифич. императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами.Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об У с., гл. "Хун фань" из "Шу цзина". Развитую форму учение об У с. обрело в 4 2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений, а в наст, время продолжает играть ведущую роль в теории кит.

медицины.** Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Его же. Классификационная схема "пять элементов" -у син // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Его же. О категориях традиц. кит. философии // НАА. 1982. №1; Его же.

Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. Гл. 4.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины