Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - сун-инь школа

 

Сун-инь школа

сун-инь школа

СУН (ЦЗЯНЯ)-ИНЬ (ВЭНЯ) ШКОЛАФилос. школа сер. 4 в. до н.э., одно из влиятельных идейных течений в академии Цзися, созданное философами даос, толка Сун Цзянем и Инь Вэнем.В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) упоминаются два соч. школы "Сун-цзы" из 18 пяней (глав) и "Инь Вэнь-цзы" из одного пяня, к-рые до нас не дошли.

Сведения об их взглядах содержатся в "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь ел"), "Сюнь-цзы", "Хань Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю". Текстологич. исследование, проведенное Го Можо, позволило ему сделать вывод о том, что в памятнике 3 в. до н.э. "Гуань-цзы" Сун Цзяню, предположительно, принадлежат главы "Синь шу" ("Искусство мышления") и "Нэй е" ("Внутр. деятельность"), а гл.

"Бай синь" ("Чистое мышление")Инь Вэню. С мнением Го Можо согласно большинство совр. синологов.С.И.ш. сосредоточила основное внимание на проблемах сущности мира, его "пути" дао и процессе познания мира. Самое раннее упоминание об учениях Сун Цзяня и Инь Вэня в "Чжуан-цзы" позволяет заключить, что они воспринимались как общая концепция.

Их филос. построения, развивающие материалистич. мотивы раннего даосизма, основаны на представлении о дао как естеств. основе вещей, движущей силе и начале Вселенной. Соблюдение дао на земле залог процветания правителя: "Тому, кто осуществляет дао, подчиняется вся Поднебесная, от того, кто пренебрегает дао, отворачивается народ, и он не может избежать гибели".

Дао управляет Небом и Землей, определяет судьбу людей и существование всех вещей. Дао это естественность самих вещей, от соблюдения к-рой зависит и благополучие людей. Дао само по себе не имеет формы ее ему придает дэ (1). "Дэ (1) это вместилище дао, благодаря ему рождаются и развиваются вещи. Познав дэ (1), тем самым познают и сущность дао" ("Гуань-цзы"). Следуя даос, традиции, восходящей к Лао-цзы, философы считали, что "недеяние (у вэй, см. Вэй (1)) и есть дао".Важное место в учении С.И.ш. занимает категория ци (1) субстанция всего сущего. Это то, чем наполнены все тела.В человеке различаются два вида ци (1) "тончайшая", к-рой наделяет вещи Небо, и "грубая", получаемая от Земли."Тончайшая" ци (1) (цзин ци) образует духовное начало человека, "грубая" его тело.

"Гармония этих двух начал образует жизнь", писали философы. Спокойствие ци (1) в человеке залог его способности к разумному познанию вещей. В этом процессе гл. роль играет "тончайшая" ци (1) источник разума, "ум". В природе "тончайшая" ци образует звезды, способствует росту вещей, рождает хлеба и называется "духом" (шэнь (1)) "Тончайшая" ци (1) это "самая совершенная ци (1)".

Когда циркулирует ци (1), "зарождается жизнь, благодаря жизни возникает мышление, от мышления появляется знание, позволяющее человеку установить предел своих действий" ("Гуань-цзы").Осн. положения учения о познании, разработанного С.И.ш., сводятся к концепции "сердца" ("разума", синь (1)) и его связи с внутр. состоянием человека. "Сердце" вместилище "тончайшей" ци (1). Важнейшее условие правильного мышления пребывание сердца в состоянии чистоты, сосредоточенности и "покоя" (цзин (2), см. Дун цзин). "Сердце должно освободиться от страстей, и тогда дух (тончайшая ци (1)) вселится в свое вместилище. Очистив сердце от всего того, что его засоряет, дух задержится в нем" ("Гуань-цзы"). "Засоряющие сердце" страсти и излишние желания мешают человеку познавать мир. Кроме того, только "чистое сердце" способно управлять органами чувств в процессе познания. "Искусство сердца (мышления) состоит в том, чтобы посредством, недеяния управлять внеш. органами" ("Гуань-цзы"). "Сердце" (разум) человека должно быть не только "чистым", но и "пустотным" (сюй); когда "в нем не содержится ничего", тогда оно способно воспринимать внеш. мир, то, что составляет объект познания, "не я".Цель познания Сун Цзянь и Инь Вэнь определяли как способность человека "управлять вещами", устанавливать правильное соотношение между "именами" (мин (2), понятиями) и реальным содержанием вещей. Этот процесс философы называли путем "уяснения начал вещей и явлений и определения их имен". Именно так человек познает естеств. путь дао. А это, в свою очередь, означает установление "правильных имен" ключ к управлению страной: "Когда имена правильны, а законы совершенны, тогда совершен немудрые могут пребывать в недеянии".

Философы, таким образом, первыми среди даос, мыслителей сделали шаг навстречу как отд. положениям конф. поли-тич. доктрины, так и взглядам сторонников моизма и легизма. Впоследствии этот процесс сближения ведущих учений древнего Китая продолжил Сюнь Куан. «ЧЦЦЧ. Т. II, III, V, VI. Шанхай, 1935; **Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Феоктистов В.

Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. М., 1976. С. 99 103; Ян Хиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 102 11; Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии) (под ред. Жэнь Цзиюя) . Т. 1. Пекин, 1988. С. 117 27.В.Ф. Феоктистов

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины