Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - сюнь юэ

 

Сюнь юэ

сюнь юэ

Сюнь Чжунъюй.148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), 209.Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. мыслителя 4 3 вв. до н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. службе. Осн. соч. "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека" (см. Тянь), подчиняющихся одним и тем же природным законам, с к-рыми человек призван согласовывать свое поведение. Трактовал понятие "дух" (шэнь (1)) как не субстанциальное, а функциональное начало, присущее "(телесной) форме" (сим (2)): последняя есть "пневменное" (ци (1)) образование, тогда как наличие "духа" обусловливает чувства любви и ненависти, радости и гнева.

Полагал, что в человеч. "природе" (син (1)) соединены доброе и злое начала, разделял мнение Лю Сяна (1 в. до н.э.) о том, что "природа" и "чувственность" человека не противостоят друг другу как добро злу. Предложил идею "трех категорий" (сань пинь)качественных уровней человеч. "природы", из к-рых верхний и нижний неизменны соответственно в преобладании добра и зла.

Тем не менее и каждый из этих уровней имеет три градации. Качественный рост человека обусловлен "научением" (цзяо) и осуществлением юридич. закона (фа (1)), к-рые соотносятся как универсальные полярные силы: соответственно ян (1) и инь (1) (см. Инь ян), причем "доброта" формируется за счет "научения", а "зло" подавляется посредством закона.

Оба средства в социально-политич. сфере призваны содействовать в первую очередь благосостоянию народа и т.о. обеспечивать должную направленность его воли. Идея С.К), о "трех категориях" человеч. природы получила развитие в учении Хань Юя (8 -нач. 9 в.).*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. материалы по истории кит. философии.

Разд. двух эпох Хань). Т. 2. Пекин, 1960; Ch'en Ch'i-упп. Hsun YQeh and the Mind of Late Han China. A Translation of the Shen-chen with Introd. and Annotation. Princ., 1980; **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 128 30, 146.А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины