Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - тьма

 

Тьма

тьма

СЮАНЬ"Сокровенное" ("скрытое", "таинственное", "мистич.", "непостижимое", "мрак", "тьма", "иссиня-черное").Понятие кит. (прежде всего даос.) философии и культуры. В "Дао дэ цзине" ( § 1 и др.) употребляется как метафора непостижимого дао, а бином "С.

тун" ("сокровенное единение", § 56) означает сферу "сокровенности" область онтологич. тайны мира; проникновение в нее связано с выходом из сферы ощущений и представлений и соединением с непостижимым, чувственно не воспринимаемым светом ("сиянием" гуан) "сокровенного". Устойчивыми понятиями кит. культуры являются словосочетания из "Дао дэ цзина": С.

мяо ("сокровенная утонченность") сфера глубинных, "утонченнейших" (мяо) процессов и функций, впоследствии связанная с понятиями "пустотности" (сюй) и "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю у); С. пинь ("сокровенная самка") метафора дао как начала, порождающего все сущее, и др. Специальным объектом рефлексии понятие С. стало у Ян Сюна (1 в. до н.

э. 1 в.). Он объявил С. источником мира вещей, присутствующим в вещах, но не имеющим чувственно воспринимаемой "формы" (син (2)) и продуцирующим "пневму" ци (1). У Гэ Хуна (кон. 3 4 в.) "Сокровенное единое" (С. и), или "Сокровенное одно", обозначение непостижимой целостности дао; в последующей даос, традиции понятие "С.и" трактовалось как метод совершенствования, тождественный "хранению Единого" (шоу и)медитативному сосредоточению на "духовной" (шэнь (1)) сути собств. духовно-телесной целостности и единства с дао. Понятие С. сюэ ("учение о сокровенном") обозначило фил ос. направление 3 4 вв., выделившее онтологич.

проблематику из космологич., а в 20-е гг. 20 в. то же сочетание иероглифов стало номинацией тра-диц. кит. системы мышления "метафизики" (сюаньсюэ), противопоставленной "науке" (кэсюэ) как зап. строю интеллектуальной практики (см. Дискуссия о науке и метафизике). Термин "сань С." ("три сокровенных", или "три (книги) о сокровенном") означал три текста "Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы" и "Чжоу и",толкования к-рых служили гл.

основой построений С. сюэ.**Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992. С. 142 3 и др.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины