Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - тринадцатиканоние

 

Тринадцатиканоние

тринадцатиканоние

"ШИ САНЬ ЦЗИН" "Тринадцатиканоние", "Тринадцать канонов".Собр. авторитетнейших памятников древнекит. мысли (кон. 2-го кон. 1-го тыс. до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиц. философии, науки, системы образования и гос. экзаменов для получения ученых степеней и офиц.

должностей (кэ цзюй). R "Ш.с.ц." входят произведения самой широкой тематики (филос., религ.-этич., ритуально-дидактич., историч., художеств., филологич. и др.): "Чжоу и" ("Чжоуские перемены", или "И цзин" "Канон перемен", "Книга перемен"), "Шу цзин" ("Канон (документальных) писаний", "Книга истории"), "Ши цзин" ("Канон стихов", "Книга песен"), "Чжоу ли" ("Правила благопристойности (эпохи) Чжоу"), "И ли" ("Образцовые церемонии и правила благопристойности"), "Ли цзи" ("Записки о правилах благопристойности", "Записки о ритуале"), "(Чунь цю) Цзо чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Цзо"), "(Чунь цю) Гунъян чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Гунъяна"), "(Чунь цю) Гулян чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Гуляна"), "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), "Сяо цзин" ("Канон сыновней почтительности"), "Эр я" ("Приближение к классике" первый в Китае толковый словарь, 3 2 вв. до н.э.), "Мэн-цзы". Термин "цзин (1)" "канон", "канонич. книга", "уставной текст" этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологич. смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или др. частями текста (см. Цзин вэй).

Последнее значение цзин (1) реализовано в девятичленной архитектонике "Ш.с.ц.": три соч. о "благопристойности" (ли (2)) и "Чунь цю" ("(Летопись) весен и осеней") с тремя коммент. представляют собой два целостных образования, к-рые вместе с остальными произведениями "Ш.с.ц." складываются в систему из девяти канонов. Ядро "Ш.с.ц." "Шестиканоние" ("Лю цзин") скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты "Шу (цзин)" и "Ши (цзин)" (кон.

2-го-1-я пол. 1-го тыс. до н.э.). По крайней мере к 4 в. до н.э. в "Шестиканоние" входили: "Ши (цзин)", "Шу (цзин)", "Ли" ("Ли цзи" или "И ли"), "Юэ (цзин)" ("(Канон) музыки"), "(Чжоу) и", "Чунь цю". Отсутствующий ныне "Юэ цзин" или числился в этом наборе номинально, как приложение к "Ши цзину" (т.зр. каноно-ведческой школы цзиньвэнь цзин сюэ, см.

Цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конф. лит-ры по приказу императора Цинь Шихуана в 213 г. до н.э. (т.зр. школы гувэнь цзин сюэ). Возможно, части "Юэ цзина" вошли в главу "Юэ цзи" ("Записки о музыке") "Ли цзи". В 136 г. до н.э. "Пятиканоние" ("У цзин"), т.е. "Шестиканоние" без "Юэ цзина", было признано основой офиц. идеологии и системы образования.

В пер. правления дин. Тан (618 907) были включены в канонич. свод и все проч. указ, произв. "Ш.с.ц.", кроме "Мэн-цзы". При дин. Сун (960 1279) неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконф. "Пятиканоние" собственно конф. "Четверокнижием" ("Сы шу") в составе "Да сюэ" ("Великое учение" гл. "Ли цзи"), "Чжун юн" ("Срединное и неизменное" гл.

"Ли цзи"), "Лунь юй", "Мэн-цзы". Книги-шу (5), с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин (1), но с др. ассоциируются с древнейшим каноном "Шу (цзин)", т.е. "Книгой с большой буквы" (ср. Библия). С 12 13 вв. "Ш.с.ц." стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и гос. деятель Жуань Юань выпустил в свет "Ш.с.ц." с наиболее полной сводкой авторитетных коммент.

, толкований и собств. разъяснений.*Ш.с.ц. чжу шу ("Тринадцатиканоние" с коммент.). Кн. 1 40. Пекин, 1957; Жуань Юань. Ш.с.ц. чжу шу фу цзяо кань цзи ("Тринадцатиканоние" с коммент., дополненное записками о сверке текстов). Т. 1 2. Пекин, 1982. "Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. Л., 1947. С. 3 64; Карапетьяни A.M. Формирование системы канонов в Китае // Этнич. история народов Вост. и Юго-Вост. Азии в древности и ср. века. М., 1981; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины