Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - устои и постоянства

 

Устои и постоянства

устои и постоянства

"Три устоя и пять постоянств" (сокр. ган чан "устои и постоянства").Традиц. для конфуцианства обозначение нормативных отношений между гл. социальными ролевыми позициями и нормативных этич. качеств. Словосочетание "сань ган" ("три устоя", "тройственная норма") впервые прозвучало в соч. реформатора древнего конфуцианства Дун Чжуншу (2 в.

до н.э.) "Чунь цю фань лу" ("Обильные росы "Весен и осеней"). "Три устоя" нормы отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой определялись как атрибуты "пути правителя" (ван дао) и требования, исходящие от Неба (тянь). Истоки этого определения прослеживаются в конф. каноне "Ли цзи" (гл. "Юэ цзи""Записки о музыке", 5 2 вв.

до н.э.), где говорится, что "устой", или "норма" (ган, букв.осн. канат рыболовной сети), о к-рой заповедали помнить "совершенномудрые" (шэн (1)) правители древности, отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Кун Инда (кон. 6 нач. 7 в.) в соч. "Ли вэй" ("Апокриф о правилах благопристойности") объявил "устоем" (ган) высший член каждой из иерархич.

пар, связанных отношениями почитания и подчинения: государь является "устоем" для сановника, отец для сына, муж для жены.Словосочетание "у чан" ("пять постоянств") у Дун Чжуншу обозначило качества "пути (дао) мужа", над совершенствованием к-рых должен трудиться правитель (ван |1J): "гуманность" (жэнь (2)), "должная справедливость" (и (1)), этико-ритуальная "благопристойность" (ли (2)), "разумность" (чжи (1)), "благонадежность" (синь (2)).

Если сочетание "сань ган" восходило к троичной матрице (ср. триграммы "Чжоу и", триаду Небо человек Земля и т.п.), то у чан к пятеричной ("пять элементов"у син (!)). Термин "у чан" предположительно апеллирует к неким "пяти классич.

образцам" (у дянь), "послушания" к-рым требовал конф. канон "Шу цзин" (гл. "Шунь дянь""Образцы Шуня"). В "Предисловии" ("Сюй") к "Шу цзину" эти "образцы", передающие суть "постоянного дао" (чан дао), относились на счет содержания пяти книг, якобы оставленных пятью древними правителями и мудрецами, жившими до эпохи Ся (до 23 в. до н.э.). Кун Аньго (1 в.

до н.э.) определил "пять образцов" как "почитание пяти постоянств" (у чан чжи цзяо): оно реализуется в том, что "отец (руководствуется) должной справедливостью, мать милосердием, старший брат дружбой, младший брат почтительностью, сын сыновним благочестием". В "Цзо чжуани" (5 2 вв. до н.э.) аналогичная система принципов поведения определена как проявление дао в человеч. чувствах и основание для классификации видов человеч. "природы" (син (1)) по названиям позиций системы у син ( 1 ) ("металл", "дерево" и т.д.).Гл. основоположник неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) первым применил словосочетание С.г.у ч. как единое понятие предвечно существующие и неуничтожимые "устои и постоянства", гань чан ("Чжу-цзы юй лэй""Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 24), тождественные неизменному "небесному принципу"тянь ли, см. Ли (1) ("Чжу Вэнь-гун вэнь цзи" "Собр. произв. Чжу князя Культуры", гл. "Ду да цзи""Читая великие записки").

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины