Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - ван чуаньшань

 

Ван чуаньшань

ван чуаньшань

Ван Фучжи, Ван Эрнун, прозе. Цзянчжай.1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (совр. пров. Хунань), 1692, Шичуаньшань (пров. Хунань)Философ-конфуцианец, в творчестве к-рого были сильны материалистич. тенденции. Из семьи мелкого помещика, в 14 лет получил низшую ученую степень сюцай. В пер. завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с захватчиками в родном уезде, затем на Юго-Западе в рядах сторонников дин.

Мин. После ее падения изменил фамилию и с 50-х гг. скрывался от преследования маньчж. властей в глухих районах пров. Хунань, занимаясь науч. деятельностью. Из более чем 100 работ В.Ч. сохранилось 70. Гл. соч."Чжан-цзы чжэн мэн чжу" ("Ком-мент, к соч. Чжан Цзая "Наставление непросвещенным"), "Чжоу и нэй чжуань" ("Основной коммент. к "Чжоуским переменам") и "Чжоу и вай чжуань" ("Доп. коммент. к "Чжоуским переменам"), "Сы шу сюнь" ("Подробное истолкование "Четверокнижия"), "Хуан шу" ("Желтая книга"), "Э мэн" ("Зловещий сон"), "Ду Тун цзянь лунь" ("Читая "Всеобщее зерцало").В основе натурфилос. построений В.Ч. лежит развитое им учение Чжан Цзая о "Великой пустоте" (тай сюй, см.

Сюй) как безграничном и безначальном вместилище вселенской субстанции "пневмы" (ци (1)). "Великая пустота" у В.Ч. "реальность Единого" (и ши), основа всего сущего, а содержащаяся в ней в разреженном состоянии "пневма" изначально воплощает дуальные космич. силы инь ян. Сгущение "пневмы" образует все многообразие мира. Он бесконечен во времени возникают и исчезают лишь единичные вещи.

Противоположные стороны явлений, внешне выступая как взаимоисключающие (напр., невидимое видимое, грязное чистое), представляют неразрывное единство. Противоположности содержатся друг в друге: напр., "покой" и "движение" (см. Дун цзин). Из тезиса "Чжоу и", определяющего такой характер взаимодействия указ, категорий, В.Ч. выводил положение об имманентности "движения" "Великой пустоте", к-рая сама есть "укорененное (в ней) движение" (бэнь дун). Т.о. отвергалось положение неоконфуцианства эпохи Сун (10 13 вв.) об онтологич. "главенстве покоя" как исконного состояния истока мироздания. В.Ч. оспаривал также тезис Чэн (братьев) Чжу (Си) школы о первичности структурообразующего вселенского начала "принципов" (ли (!() по отношению к "пневме"-ци (1), доказывая имманентность "принципов" и "пневмы" друг другу. Гносеологич. проблему соотношения "знания и действия" (см. Чжи син) он решал в пользу "действия": оно "может быть равноценно знанию, но знание не может быть равноценно действию". Выступая против идеи внечувственного опыта, В.Ч. рассматривал познание как целостное единство его чувственного и рационального аспектов. "Природу" (син (1)) человека В.Ч. понимал как нерасчленимую совокупность душевно-духовных качеств и физич. сути ("телесной природы", "природной основы") чжи (4). Он отвергал доминирующие в конфуцианстве представления о "небесных принципах" (тянь ли, см.

Ли (1)) как самодовлеющих высших законах, противостоящих "человеч. желаниям (страстям)" (см. Тянь). В то же время он порицал вредное для об-ва чрезмерное стремление к удовлетворению индивид, желаний, к-рые следует приводить в соответствие с "небесными принципами". Исходным пунктом социальной философии В.Ч. было положение о невозможности возвращения к прошлому вследствие постоянных изменений в условиях существования об-ва: древние установления неприменимы сегодня, а то, что хорошо для управления Поднебесной сегодняшнего дня, может оказаться непригодным завтра ("Ду Тун цзянь лунь").

Отвергая учения Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и Шао Юна (11 в.) о цикличности историч. процесса ("расцвет упадок"), В.Ч. предложил свою концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На первом этапе, предшествующем правлению легендарной дин. Ся (до 3 тыс. до н.э.), человеч. сообщества сначала мало отличались от стад животных, затем были объединены в гос-во "варваров", в к-ром применение наказаний и поощрений не было строго регламентировано и отсутствовала система налогообложения: "Поднебесная была объединена и в то же время не объединена".

На втором этапе от дин. Ся до дин. Сун (10 в. н.э.)периоды раздробленности страны сменялись непрочным "временным единством". И лишь в 10 в. начинается третий этап единого гос-ва, основанного на сочетании принципа "гуманности" (жэнь (2)) и строгих законов (фа (1)).Признавая право каждого народа на самостоятельное существование, Б.Ч. вместе с тем подчеркивал культурно-этич.

превосходство китайцев над "варварскими" соседними народами. Б.Ч. крайне критически относился к Лу (Цзююаня)-Ван (Янмина) школе, усматривая пороки ее "учения о сердце" (синь сюэ (1)) в пагубном влиянии буддизма.*Чуаньшань и шу (Посмертное собр. соч. (В.)Ч.). Т. 1 128. Нанкин, 1886; Шанхай, 1930;**БуровВ.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Б.Ч. М.

, 1976; Ван И. Б.Ч. дэ шэхуэй сысян (Социальные взгляды Б.Ч.). Шанхай, 1956; Дэн Таньчжоу. Б.Ч. чжуань лунь (О жизнеописании Б.Ч.). Чанша, 1982; Ли Цзипин. Ван Фучжи юй "Ду Тун цзянь" лунь (Ван Фучжи и его соч. "Читая "Всеобщее зерцало"). Цзинань, 1982; Хоу Вайлу.

Чуаныпань сюэань (Учение (Ван) Чуаньшаня). Цюйфу, 1982; Чэнь Юньнин ч др. Б.Ч. жэньшилунь фаньчоу яньцзю (Изучение категорий учения Б.Ч. о познании). Чанша, 1982; Ван Фучжи бяньчжэнфа сысян иньлунь (Статьи о диалектич. идеях Ван Фучжи). Ухань, 1984; Фон Кэ. Б.Ч. бяньчжэнфа сысян яньцзю (Исслед. диалектич. идей Б.Ч.). Чанша, 1984. См. также лит-ру к ст.

Неоконфуцианство.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины