Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - военная школа

 

Военная школа

военная школа

БИН ЦЗЯДревнекит. филос. школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. законов. Б.ц. синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в "Хань шу" (1 в.), разд. "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число 10 главных филос.

школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологич. условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цяо). Согласно "И вэнь чжи", Б. ц. начала формироваться ок. 6 5 вв. до н.

э. в среде военачальников. Идеологич. основой служат конф. принципы отношения к военному делу, изложенные в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), "Лунь юс", "Си цы чжуани": военные действия последнее на шкале гос. дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)) и "уступчивости" (жан).

Наиболее важные соч. Б. ц. "Сунь-цзы" Сунь У (5 4 вв. до н.э.) и "У-цзы" У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью др. трактатами в кон. II в. они были объединены в "Семикнижие военного канона" ("У цзин ци шу"), идеи к-рого легли в основу всех традиц. военно-политич. и военно-дипломатич. доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972г. в КНР был найден еще один фундаментальный трактат Б.ц., считавшийся утраченным к сер. 1-го тыс., "Сунь Бинь бин фа" ("Военные законы Сунь Биня") (см. Сунь Бинь).Мировоззрение Б.ц. осн. на представлении о циклич. характере всех космич. процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син (1)). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (трактат "У-цзы"), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у (2)), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн 131); в одних случаях необходимо опираться на конф.

"добродетели" (дэ (11): "гуманность ", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь (2)), а в других на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа (1)), "наказуемость" (син (4)), "полезность/выгодность" (ли (3)), "хитрость" (гуй). Военная сфера важная область гос. дел, а гл. в военном искусстве это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности".

В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин (I)) народа" талантливые и расчетливые полководцы, к-рые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди (2)) и впереди закона (фа (II), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависимы от правителя.*Лу Дацзе. Лидай бин шу мулу (Историч. каталог книг по военному искусству (от древности до 1911)). Тайбэй, 1970; Chinese Ways of Warfare. Camb., Mass., 1974.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины