Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - юнг карл густав

 

Юнг карл густав

юнг карл густав

ЮНГ (Jung) Карл Густав26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля, 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих.Швейц. психолог, создатель "аналитич. психологии". Теории Ю. оказали серьезное влияние на сравнит, изучение религий, мифологии, фольклора, литературно-художеств. критику. Привлекал, в частн., синологич. материал для подтверждения своего учения о "коллективном бессознательном" глубинном фундаменте психики, связанном с биологич.

механизмом наследственности. "Коллективное бессознательное" хранит опыт человечества в архетипах изначальных психич. формальных структурах, обеспечивающих готовность психики к восприятию и осмыслению мира. Препятствие процессу индивидуации воплощению суммарных личностных потенций ("самости") вызывает оживление архетипич.

структур. Возникают символич. образы, в разных формах повторяющиеся в не связанных между собой культурах. Мифы, обряды, ритуалы, активизирующие архетипы, поддерживают связи между разными уровнями психики. Специфич. средства установления и совершенствования таких связей Ю. усматривал в вост. религиозно-филос. опыте и культуре психич.

деятельности, в части, йоге, включая "кит. йогу даосов". Был противником применения (но не изучения) любых форм такой практики, т.к. на Западе эти системы неизбежно теряют свою "природную целостность", становясь вследствие исторически вошедшего в зап. сознание конфликта веры и знания либо суррогатом религии, либо чистой техникой контроля за психосоматикой.

К собственно кит. материалу Ю. обращался для обоснования универсальности архетипич. моделей, к-рым разные культуры дают неодинаковое выражение. Напр., он усматривал универсальный набор архетипов в триграммах и гексаграммах (см. Гуа). Ю. принадлежат предисл. и коммент. соответственно к выполненным Р. Вильгельмом переводу "И цзи-на" (см.

"Чжоу и") и к переводу текста "Тайна Золотого цветка" (трактата Лю Ху-аяна "Тайи цзиньхуа цзунчжи", 18 в., даос. "школа Трех религий", см. Цюаньч-жэньцзяо).По мнению Ю., кит. наука, "образцовым произв." к-рой является "И цзин" ("Чжоу и"), основана не на "каузальном" ("причинном") принципе, как зап. наука, а на принципе "акаузальном", или "синхроническом": события ставятся не в причинно-следственную, а в соотносительно-временную связь между собой.

Примеры "синхронизма" одновременное появление идентичных мыслей, символов и состояний, необъяснимое каузально, а также в известном смысле астрология "вершина всех психологич. знаний древности": астрологич. прогнозы основаны не на действиях светил, а на гипотетических качествах, связанных с определенным моментом, соотносимым с другими моментами времени.

"Синхронич." принцип мышления "чистейшее выражение кит. мышления вообще" исчез из истории зап. философии со времен Гераклита, отдаленным эхом прозвучав в построениях Лейбница. Ю. полагал, что исследования "И цзина" и "кит. йоги" Р. Вильгельмом имеют особое значение для зап. культуры в пер. "ренессанса оккультизма", во многом опирающегося на заимствованные предрассудки и почти погасившего свет зап. духовности. Опыт Китая может быть полезен в том случае, если не забывать собств. духовные основы и "ужас заднего плана "И цзина", о к-ром говорят кровопролития в Китае, могущество кит.

тайных обществ, нищета и пороки кит. масс". Р. Вильгельм принес себя в жертву, подчинив свое европ. "я" кит. духу, чтобы донести его до нас, и пережил неизбежный духовный кризис, приведший его к преждевременной кончине. Но он сумел "перевести духовное богатство Востока в европ. смысл", с тем чтобы "мы перевели этот смысл в жизнь", исходя из "европ.

мудрости о нас самих".*Wilhelm R., Jung C.G. The Secret of Golden Flower. 1931; Id. Das Geheimnis der Goldenen Blute. Zurich, 1965; Gessammelte Werke. Bd 1 17, Z. Stuttg., 1958 76; Psychology and the East. N.J., 1978; Психоз и его содержание. СПб., 1909; Психологич. типы. М., 1924; Цюрих, 1929; Архетип и символ. М., 1991; Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 79 92, 303 8; **Аверинцев С.С. Аналитич. психология К.Г.Ю. и закономерности творческой фантазии // ВЛ.

1 970. №3; Обществ. науки за рубежом. РЖ ИНИОН АН СССР. Сер. 9. Востоковедение и африканистика. 1978. №1. С. 145 52.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины