Энциклопедия эпистемологии и философии науки - единство физической картины мира
Единство физической картины мира
В противовес популярному в то время позитивизму Э. Маха Планк утверждает, что «самый важный признак всякого научного познания» состоит в стремлении найти «постоянную, не зависящую от смены времен и народов картину мира», что «постоянная цельная картина мира представляет собой ту незыблемую цель, к которой стремится естествознание в ходе своего развития» (Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 48). При этом Планк отдает должное Маху, подчеркивая, что в период крушения механического миросозерцания, перед лицом угрожающего скептицизма он «нашел в ощущениях органов чувств единственный правильный исходный пункт всякого исследования природы» (Там же). Вместе с тем Планк видит в научном познании другую сторону — освобождение от антропоморфизма, который вносится в науку человеческим восприятием, а также потребностями техники и производства. Напр., в физике долгое время существовало учение о теплоте, выделенное по тепловым ощущениям человека. В настоящее время, пишет Планк, во всех учебниках физики раздел о тепловом лучеиспускании отделен от учения о теплоте и отнесен к оптике. Тепловое ощущение уже не может гарантировать единства учения о теплоте: одна часть этого учения вошла в оптику и вместе с последней в электродинамику, а другая — в кинетическую теорию материи.
Концепция энергии, наоборот, по мере освобождения от элементов антропоморфизма объединяла физику. В настоящее время, пишет Планк, мы говорим о принципе сохранения энергии без всякого отношения к человеческим или техническим точкам зрения. Второе начало термодинамики, однако, пока еще формулируется антропоморфно: для многих физиков оно ассоциируется с невозможностью для человека проникнуть в тайники мира и уподобиться демонам Максвелла, которые способны отделить друг от друга быстрые и медленные молекулы какого-либо газа без всякой затраты работы. Второе начало термодинамики становится общим физическим принципом, когда оно формулируется при помощи понятия энтропии, характеризующего состояние физической системы и выражающего меру необратимости изменения, которое претерпевает данная система.
В с л е д за «Единством физической картины мира» Планк опубликовал ряд других популярных очерков, касающихся философии физики: «Отношение новейшей физики к механическому мировоззрению» (1910), «Принцип наименьшего действия» (1914), «Динамическая и статистическая закономерность» (1914) и др.
Хотя выдвинутое Планком понятие картины мира (Weltbild) не прижилось в позитивистски ориентированной философии науки (а в англоязычной философии науки оно фактически отсутствует), А. Эйнштейн использовал это понятие, размышляя о формировании физической теории (см. реконструкцию позиции Эйнштейна в кн.: Holton Gerald. The advancement of science and its burdens. Cambridge Univ. Press, 1986. Ch. 4).
АЛ. Печёнкин
Л и т.: Planck M. D i e Einheit d e s physikalischen Weltbilds // Physikalische Zeitschrift. Bd. 10. 1909. S. 62—75. (Рус. пер.: Планк M. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 25 — 43.)
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 821 | |
2 | 540 | |
3 | 423 | |
4 | 384 | |
5 | 384 | |
6 | 381 | |
7 | 377 | |
8 | 375 | |
9 | 371 | |
10 | 361 | |
11 | 349 | |
12 | 344 | |
13 | 343 | |
14 | 339 | |
15 | 337 | |
16 | 336 | |
17 | 326 | |
18 | 326 | |
19 | 317 | |
20 | 317 |