Энциклопедия эпистемологии и философии науки - гармонии веры и разума теория
Гармонии веры и разума теория
гармонии веры и разума теория
ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ (от греч. harmonia — созвучие, согласие) — теологическая теория о соотношении веры и разума в процессе постижения богооткровенных истин. В завершенном виде представлена в трудах католического теолога и философа Фомы Ливийского. Формировалась в полемике с фидеистическими воззрениями, сторонники которых подчеркивали, что признание истинности христианских догматов возможно только на пути веры, а также с попытками рационалистической интерпретации христианской догматики в духе Петра Абеляра и с теорией двойственной истины, стремящейся освободить разум из-под контроля веры и обосновать независимость науки и философии от теологии. В противовес теологам, придерживавшихся фидеистических взглядов, Фома Аквинский считал, что некоторые догматы христианской религии, в том числе догмат о бытии Бога, поддаются рациональному обоснованию. Для подтверждения этого тезиса он сформулировал пять доказательств бытия Бога (см. Бог), которые пользовались большой популярностью в схоластических кругах. В то же время Фома Аквинский отмечал, что многие христианские догматы не могут быть доказаны и должны приниматься на веру, но их следует считать не противоразумными, а «сверхразумными». Вводя это понятие, Фома Аквинский стремился показать, что между разумом и верой не существует противоречия; просто человеческий разум имеет свои пределы, достигнув которых он должен уступить место вере. Здесь прослеживается полемика Фомы Аквинского со сторониками воззрений, подчеркивающих главенствующую роль человеческого разума в постижении божественных истин, и с теорией «двойственной истины», которая, фиксируя противоречия разума и веры, призывала разграничить сферы их применения. В целом Г. в. и р. т. ставит перед собой задачу преодолеть крайности фидеизма и рационализма и показать, что разум, наука и философия, с одной стороны, вера, теология и откровение,с другой, могут гармонично сосуществовать, если разум осознает свои возможности в деле постижения богооткровенных истин и не будет выходить за их границы. В настоящее время Г. в. и р. т. используется многими католическими философами и теологами, в первую очередь — представителями современного неотомизма.
А.Н. Красников
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 821 | |
2 | 544 | |
3 | 424 | |
4 | 385 | |
5 | 385 | |
6 | 383 | |
7 | 378 | |
8 | 376 | |
9 | 372 | |
10 | 362 | |
11 | 350 | |
12 | 345 | |
13 | 344 | |
14 | 340 | |
15 | 339 | |
16 | 337 | |
17 | 327 | |
18 | 327 | |
19 | 318 | |
20 | 318 |