Энциклопедия мифологии - ардвисура анахита
Ардвисура анахита
По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А. как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В «Авесте» уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в «Авесте» как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: «Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного». А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. Ахурамазде она дарует Заратуштру, Йиме - власть над дэвами и людьми, Керсаспе - победу над драконом Гандарва и т. д. А. А. помогает Траэтаоне, сыну Атвйа, одолеть Ажи-Дахаку, воинственному всаднику Заривараю (см. Зарер) победить Арджадаспа (Арджасп).
А. А. отказывает в помощи дракону Ажи-Дахаке, пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу Франграсйану, захотевшему похитить царственный нимб хварно (фарн).
Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме Анахит (Анаит) это имя вошло в армянскую мифологию. В древнегреческих памятниках встречается Анаитида (Анатис), богиня, почитавшаяся в Малой Азии; предполагается, что имя А. А. может быть адаптацией имени этой богини.
И. С. Брагинский.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1061 | |
2 | 629 | |
3 | 539 | |
4 | 487 | |
5 | 443 | |
6 | 437 | |
7 | 403 | |
8 | 390 | |
9 | 379 | |
10 | 370 | |
11 | 368 | |
12 | 364 | |
13 | 360 | |
14 | 353 | |
15 | 352 | |
16 | 349 | |
17 | 340 | |
18 | 337 | |
19 | 337 | |
20 | 322 |