Поиск в словарях
Искать во всех

Новейший философский словарь - александер

Александер

александер
• АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэл (1859-1938)английский философ-неореалист. Профессор университета в Манчестере (1893-1923). Основные сочинения: "Пространство, Время и Божество" (1920), "Красота и другие формы ценности" (1933) и др. В границах парадигмы натуралистической метафизики А. являл собой сторонника монистического ак-туализма. Осуществил одну из идеалистических интерпретаций общей теории относительности А. Эйнштейна. Понятию "пространственно-временные отношения", в основании которых, согласно А., лежит материя, придавал в иерархии философских терминов такое же значение, какое занимает категория "абсолют" в идеализме. Категории трактовал как атрибутивные свойства духа и материи. Пространство-время, отождествляемое А. с энергией и движением, полагал исходным материалом мира. Общность пространственно-временных точек, образующих действительность, порождает, по А., вещи с их качествами, жизнь, психику, ценности, "ангелов" и самого Бога.

А. один из авторов теории "эмерд-жентной эволюции". "Эмерджентный" у А. "скачкообразный", научно не объяснимый, непрогнозируемый. Эта эволюция, по А., инициируется и направляется неким идеальным импульсом "низусом" (лат. nisus порыв), устремленным к новому. Целью и недосягаемым пределом "эмерд-жентной эволюции", по мнению А., является Бог.

• АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Франц Габриэл (1891-1964) американский врач и психоаналитик, один из создателей "психосоматической медицины". Сотрудник Берлинского психоаналитического института. Профессор Чикагского университета (1930), основатель и директор Чикагского института психоанализа (1932-1956), директор Психиатрического и психосоматического НИИ Лос-Анжелеса (с 1956).

Основные сочинения: "Психоанализ совокупной личности" (1927, получил признание Фрейда за разработку идеи "супер-эго"), "Источники преступности" (1935, в соавторстве с У. Хили), "Основания психоанализа" (1948), "Психосоматическая медицина" (1950), "Двадцать лет психоанализа" (1953, в соавторстве), "Значение Фрейда" (1960), "История психиатрии" (1966, в соавторстве) и др.

А. в процессе изучения разнообразных эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний выявлял их зависимость от своеобычных неосознанных внутрипсихических конфликтов, усматривая главную причину неврозов скорее в деформациях межличностных отношений, нежели в сексуальных отклонениях. Исследовал негативные следствия воспитания детей в непомерной строгости или баловстве.

Изучал эволюцию психиатрических идей и сопряженной практики с древнейших времен по настоящее время. Удостоен премии Фрейда Международной психоаналитической ассоциации (1921). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (Alexander) Сэмюэл (1859-1938) английский философ-неореалист. Родился в Австралии, переехал в Англию в 1877. Профессор университета в Манчестере (1893-1923). Один из авторов теории 'эмерджентной эволюции'. Основные работы: 'Моральный порядок и прогресс' (1889), 'Птолемеевский и коперниканский взгляды на место духа во Вселенной' (1909), 'Ощущения и образы' (1910), 'Основание реализма' (1914), 'Пространство, Время и Божество' (в четырех книгах, 1920), 'Несколько разъяснений' (1921), 'Красота и другие формы ценности' (1933), 'Историчность вещей' (1936) и др. Пафосом творчества А. было 'дать ясное описание' мира, в котором мы живем, передвигаемся и мыслим. Философия, с его точки зрения, '...жива описанием: она использует аргументы только как подспорье для понимания фактов, так же как ботаник использует микроскоп'. Свой метод А. характеризовал как 'попытку исключить философские предпосылки и описать то, что действительно присутствует в конкретном опыте'. В статье 'Птолемеевский и коперниканский взгляды на место духа во Вселенной' А. подверг критике философский идеализм, особенно в лице Канта. Согласно А., 'коперниканская революция' Канта, поместившая субъекта в фокус системы...
История философии
2.
  АЛЕКСАНДЕР АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэль (1859—1938) — англ. философ. Основным в метафизике А. является всеохватывающая схема «эмерджентной эволюции» (от англ. emergent — внезапно возникающий). Основание этой схемы располагается «ниже» физико-химического уровня, точнее на субматериальном уровне — это само «пространство — время». Оно динамично, конституируется множеством точек — мгновений. Из него как из чего-то первичного возникает все. Следующий уровень — материя. Из материи возникает жизнь, но не как эпифеномен, а как новый уровень сложности. Есть разные уровни жизни, и на уровне организмов с высокоразвитой нервной системой появляется сознание. У А. есть и еще один уровень — Божество. Бог вводится А. в сам эволюционный процесс как его высшая цель. А. утверждает, что Бог, как и все, имеет физический и сознательный аспекты. Его тело — это все пространство — время, включающее все конечные сущие. В этом отношении Бог имманентен, но Бог трансцендентен в своей божественности. Носителем этой трансцендентности является та часть Вселенной, которая еще «впереди». А., т.о., проводит различие между Богом и «Божеством». «Божество»...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины