Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - александер

Александер

александер
АЛЕКСАНДЕР

АЛЕКСАНДЕР

(Alexander) Сэмюэль (1859—1938) — англ. философ. Основным в метафизике А. является всеохватывающая схема «эмерджентной эволюции» (от англ. emergent — внезапно возникающий). Основание этой схемы располагается «ниже» физико-химического уровня, точнее на субматериальном уровне — это само «пространство — время». Оно динамично, конституируется множеством точек — мгновений. Из него как из чего-то первичного возникает все. Следующий уровень — материя. Из материи возникает жизнь, но не как эпифеномен, а как новый уровень сложности. Есть разные уровни жизни, и на уровне организмов с высокоразвитой нервной системой появляется сознание. У А. есть и еще один уровень — Божество. Бог вводится А. в сам эволюционный процесс как его высшая цель. А. утверждает, что Бог, как и все, имеет физический и сознательный аспекты. Его тело — это все пространство — время, включающее все конечные сущие. В этом отношении Бог имманентен, но Бог трансцендентен в своей божественности. Носителем этой трансцендентности является та часть Вселенной, которая еще «впереди». А., т.о., проводит различие между Богом и «Божеством». «Божество» обозначает своеобразный телеологический процесс самореализации Бога. «Божество» трансцендентно по отношению к пространственно-временной Вселенной. Бог в процессе эмерджентной эволюции Вселенной движется к «Божеству» как к некоей вечной цели. С определенными оговорками можно сказать, что Бог есть Вселенная, устремленная к Божеству. Она устремлена к реализации возможностей, содержащихся в Божестве, но мировой процесс, соответственно Бог, никогда не реализует всех возможностей, т.е. не становится Божеством в полной мере.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  • АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэл (1859-1938)английский философ-неореалист. Профессор университета в Манчестере (1893-1923). Основные сочинения: "Пространство, Время и Божество" (1920), "Красота и другие формы ценности" (1933) и др. В границах парадигмы натуралистической метафизики А. являл собой сторонника монистического ак-туализма. Осуществил одну из идеалистических интерпретаций общей теории относительности А. Эйнштейна. Понятию "пространственно-временные отношения", в основании которых, согласно А., лежит материя, придавал в иерархии философских терминов такое же значение, какое занимает категория "абсолют" в идеализме. Категории трактовал как атрибутивные свойства духа и материи. Пространство-время, отождествляемое А. с энергией и движением, полагал исходным материалом мира. Общность пространственно-временных точек, образующих действительность, порождает, по А., вещи с их качествами, жизнь, психику, ценности, "ангелов" и самого Бога. А. один из авторов теории "эмерд-жентной эволюции". "Эмерджентный" у А. "скачкообразный", научно не объяснимый, непрогнозируемый. Эта эволюция, по А., инициируется и направляется неким идеальным импульсом...
Новейший философский словарь
2.
  (Alexander) Сэмюэл (1859-1938) английский философ-неореалист. Родился в Австралии, переехал в Англию в 1877. Профессор университета в Манчестере (1893-1923). Один из авторов теории 'эмерджентной эволюции'. Основные работы: 'Моральный порядок и прогресс' (1889), 'Птолемеевский и коперниканский взгляды на место духа во Вселенной' (1909), 'Ощущения и образы' (1910), 'Основание реализма' (1914), 'Пространство, Время и Божество' (в четырех книгах, 1920), 'Несколько разъяснений' (1921), 'Красота и другие формы ценности' (1933), 'Историчность вещей' (1936) и др. Пафосом творчества А. было 'дать ясное описание' мира, в котором мы живем, передвигаемся и мыслим. Философия, с его точки зрения, '...жива описанием: она использует аргументы только как подспорье для понимания фактов, так же как ботаник использует микроскоп'. Свой метод А. характеризовал как 'попытку исключить философские предпосылки и описать то, что действительно присутствует в конкретном опыте'. В статье 'Птолемеевский и коперниканский взгляды на место духа во Вселенной' А. подверг критике философский идеализм, особенно в лице Канта. Согласно А., 'коперниканская революция' Канта, поместившая субъекта в фокус системы...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины