Новейший философский словарь - диалогизм
Диалогизм
диалогизм
ДИАЛОГИЗМ направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога в качестве отношения к Другому как к "Ты". К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, Ф. Эбнера, Бубера и Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок "Патмос" в Берлине (1919-1923). Существенная часть проекта критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии.
Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ("Оно") или на самого себя ("теоретичность"). Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания. Действительное "Я" результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления об очевидности "мыслю, следовательно, говорю", такая мысль всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое "Ты" (в качестве Иного) как отблеск единственного "Ты" Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере возвращение к истинности мышления. Бубер же акцентирует внимание на том, что "Ты" различных существ самостоятельны и разнообразны, в то же время он ставил вопрос о сфере "между", в которой (а не в субъектах или вещах) и возникают подлинные смыслы. Проект Д. не был осуществлен полностью из-за ярко выраженного тяготения его приверженцев к мифологичности языка интеллектуальной моде начала 20 в. Однако Д. мощно повлиял на экзистенциализм (Марсель, Ясперс), феноменологию (Сартр, Левинас), герменевтику (Гадамер, Рикер) и явился течением, во многом определяющим современный образ философской мысли. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога в качестве отношения к Другому как к 'Ты'. К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, Розенштока-Хюсси, Ф.Эбнера, Бубера и М.Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок 'Патмос' в Берлине (1919-1923). Существенная часть проекта критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ('Оно') или на самого себя ('теоретичность'). Новое же мышление должно базироваться на 'отношении' (а не познании) и ориентироваться на воплощение в 'поступок', а не оставаться на уровне созерцания. Действительное 'Я' результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления об очевидности 'мыслю, следовательно, говорю', такая мысль всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое 'Ты' (в качестве Иного) как отблеск единственного 'Ты' Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере возвращение к истинности мышления. Бубер же...История философии
2.
— направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога — в качестве отношения к Другому как к "Ты". К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, Розенштока-Хюсси, Ф.Эбнера, Бубера и М.Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок "Патмос" в Берлине (1919—1923). Существенная часть проекта — критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ("Оно") или на самого себя ("теоретичность"). Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания. Действительное "Я" — результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления — об очевидности "мыслю, следовательно, говорю", такая мысль — всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое "Ты" (в качестве Иного) как отблеск единственного "Ты" Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере — возвращение к истинности...Философский словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 371 | |
2 | 355 | |
3 | 349 | |
4 | 347 | |
5 | 346 | |
6 | 336 | |
7 | 330 | |
8 | 327 | |
9 | 324 | |
10 | 323 | |
11 | 322 | |
12 | 322 | |
13 | 321 | |
14 | 310 | |
15 | 309 | |
16 | 306 | |
17 | 304 | |
18 | 303 | |
19 | 301 | |
20 | 300 |