Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - диалогизм

Диалогизм

диалогизм

направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога в качестве отношения к Другому как к 'Ты'. К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, Розенштока-Хюсси, Ф.Эбнера, Бубера и М.Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок 'Патмос' в Берлине (1919-1923). Существенная часть проекта критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии.

Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ('Оно') или на самого себя ('теоретичность'). Новое же мышление должно базироваться на 'отношении' (а не познании) и ориентироваться на воплощение в 'поступок', а не оставаться на уровне созерцания. Действительное 'Я' результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления об очевидности 'мыслю, следовательно, говорю', такая мысль всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое 'Ты' (в качестве Иного) как отблеск единственного 'Ты' Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере возвращение к истинности мышления. Бубер же акцентирует внимание на том, что 'Ты' различных существ самостоятельны и разнообразны, в то же время он ставил вопрос о сфере 'между', в которой (а не в субъектах или вещах) и возникают подлинные смыслы. Проект Д. не был осуществлен полностью из-за ярко выраженного тяготения его приверженцев к мифологичности языка интеллектуальной моде начала 20 в. Однако Д. мощно повлиял на экзистенциализм (Марсель, Ясперс), феноменологию (Сартр, Левинас), герменевтику (Гадамер, Рикер) и явился течением, во многом определяющим современный образ философской мысли. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДИАЛОГИЗМ направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога в качестве отношения к Другому как к "Ты". К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, Ф. Эбнера, Бубера и Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок "Патмос" в Берлине (1919-1923). Существенная часть проекта критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ("Оно") или на самого себя ("теоретичность"). Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания. Действительное "Я" результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления об очевидности "мыслю, следовательно, говорю", такая мысль всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое "Ты" (в качестве Иного) как отблеск единственного "Ты" Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере возвращение к истинности...
Новейший философский словарь
2.
  — направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога — в качестве отношения к Другому как к "Ты". К Д. прежде всего относятся работы Розенцвейга, Розенштока-Хюсси, Ф.Эбнера, Бубера и М.Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок "Патмос" в Берлине (1919—1923). Существенная часть проекта — критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ("Оно") или на самого себя ("теоретичность"). Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания. Действительное "Я" — результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления — об очевидности "мыслю, следовательно, говорю", такая мысль — всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое "Ты" (в качестве Иного) как отблеск единственного "Ты" Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере — возвращение к истинности...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины