Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - экхарт (еckhart) иоганн майстер экхарт

Экхарт (еckhart) иоганн майстер экхарт

экхарт (еckhart) иоганн майстер экхарт

(род. ок. 1260, Хохгейм, близ Готы – ум. осень 1327, Кёльн) – нем. философ-мистик, доминиканец; в 1303 – 1311 – провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 – профессор в Париже, с 1313 – в Страсбурге и с 1320 учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирался на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены.

Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему нем. мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. – сохранение, т.е. сохранение естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» образует восприятия; на основе восприятий разум создает понятия. Разум, через который мы «воспринимаем» Божью волю, память и волю, Экхарт соотносит с Сыном, Святым Духом и Отцом (Троицей). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и сотворенной сущностью (телесной природой). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни – в познании Бога и возвращении к Богу; эту возможность дают добродетельная жизнь, аскетизм (отрешенность от всего телесного) и прежде всего добрые дела на благо ближних; пассивного созерцания недостаточно. Через милосердие Божие может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). Осн. произв. – «Schriften und Predigten», 1919 (рус. пер. «Проповеди и рассуждения», 1912). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины