Философский словарь - экхарт{блок0} иоганн майстер экхарт
Экхарт{блок0} иоганн майстер экхарт
(1260-1327/ 1328) немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303-1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (с 1311), профессор в Страсбурге (13121320), учитель чтения в Кельне (с 1320). Главное сочинение "Проповеди и рассуждения". 26 тезисов Э. были осуждены после его смерти (1329) папской буллой.
Сторонник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души разум, единосущный Богу, несотворенная "искра", который Э. именует "крепостью души", "сохранением естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение". Познание благороднейшая деятельность души (орудия вечного порождения Богом самого себя), материал для которой поставляют чувства. Из этого материала "общее чув-ство" образует восприятия. На их основе разум формирует понятия. Разум, посредством которого мы воспринимаем Божью волю, Э. соотносит со Святой Троицей. Согласно Э., сущность это Божество, а природа Бог, т.е. Божество, получившее образ или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех лицах: Отец мысль Бога, в которой выявилась Его природа; Сын это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. такое раскрытие Бога процесс, а не единократное событие. Деятельность разума промысел Божий внутри нас. Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачественный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни в познании Бога и возвращении к Нему. Путь этот через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним. Пассивного созерцания для мистического единения с Богом недостаточно. Э. был убежден в необходимости просвещения людей: "Если не учить невежественных людей, то никто не станет ученым. Затем и учат невежественных, чтобы они из незнающих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге. А если найдется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово? Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто неверно поняты". Творчество Э. значительно содействовало становлению немецкой философской фразеологии.
А.А. Грицанов .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 853 | |
2 | 760 | |
3 | 739 | |
4 | 661 | |
5 | 590 | |
6 | 540 | |
7 | 534 | |
8 | 518 | |
9 | 507 | |
10 | 504 | |
11 | 481 | |
12 | 467 | |
13 | 454 | |
14 | 453 | |
15 | 450 | |
16 | 448 | |
17 | 426 | |
18 | 423 | |
19 | 422 | |
20 | 422 |