Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - файхингер (vaihinger) ханс

Файхингер (vaihinger) ханс

файхингер (vaihinger) ханс
(1852-1933) нем. философ и кантовед. Проф. ун-тов Страсбурга и Халле (1884-1906). Испытал на себе влияние И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф.А. Ланге. В 1897 основал жур. "Kant-Studien", а в 1904 Кантовское общество (Kant-Gesellschaft). Ф. написан один из известных комментариев к "Критике чистого разума" Канта. Наиболее значительной собственной филос. работой Ф. является соч. "Философия как если бы", которую он рассматривал в качестве "системы теоретических, практических и религиозных функций человечества". Хотя сам Ф. характеризовал свою позицию как позитивный идеализм или идеалистический позитивизм, в историю философии он вошел как автор концепции фикционализма. Согласно этой концепции, всякое знание есть гипотетическая фикция, и ее истинностное значение состоит только в практической жизненной ценности. Объективная же истина в смысле совпадения с действительностью недостижима. Наше изображение мира в представлении состоит из чудовищной паутины фикций и полно логических противоречий. Фикции являются неадекватными, субъективными, образными способами представления, чье совпадение с действительностью исключено. Тезис об искажении действительности фикциями сближал Ф. с позицией Ф. Ницше. Фикции, по Ф., суть ложные допущения, зачастую и познанные в своей ложности, но, несмотря на это, используемые при построении знания, направлении действия, упорядочивании чувства. Фикциями являются все категории, а следовательно, и все науки, построенные на их основе. Наиболее ценными фикциями являются идеалы. Понятия Бога, бессмертия души, атома, бесконечно малого, жизненной силы суть не что иное, как фикции. Мышление, действие и чувствование направлены на фикции, т.к. с их помощью неупорядоченные переживания структурируются в мышлении, что позволяет ориентировать действие и стабилизировать чувство. В теоретической, практической и религиозной сферах мы приходим, по Ф., к правильному при помощи ложного. Поскольку фикции являются ложными, они иррациональны, однако именно эта иррациональность делает возможной рациональность мышления и действия. Рациональность же интерпретируется Ф. как средство для лучшего обеспечения выживания. Задачей философии Ф. считал разложение паутины фикций на отдельные фиктивные элементы; исходя из этой задачи он рассматривал историю философии. During und Lange. Iserlohn, 1876; Commentarzu Kants Kritik der reinen Vernunft. Stuttgart, 1881 1882; Nietzsche als Philosoph. Berlin, 1901; Philosophie des Als-Ob. Berlin, 1911; Pessimismusund Optimismus. Berlin, 1924. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины