Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - идеи к философии истории человечества

Идеи к философии истории человечества

идеи к философии истории человечества
(1-е изд.: В 4 т. Рига; Лейпциг, 1784-1791) главная работа И.Г. Гердера, в которой он реализовал свой проект универсальной филос. истории человечества. Состоит из 20 книг (и плана заключительных пяти книг), в которых Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем к сверхчувственной "мировой душе". Как свободная и разумная сущность, человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет "климатом") и считает достаточным для понимания истории ответ на вопрос "почему?", не задаваясь вопросом "для чего?". В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, "органические" силы, главная из которых стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. Представляет интерес предложенная Гердером концепция "всеобщего мира", делающая упор не на политическом договоре "верхов", как в большинстве аналогичных трактатов 18 в., а на нравственном воспитании общественности.

В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Ж.Ж. Руссо, Гердер возвращается в "И. к ф. ..." к историческому оптимизму Просвещения и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.

Книга вызвала интенсивную полемику в кругах просветителей. И.В. Гёте ее приветствовал, И. Кант критиковал ее эвдемонизм и отсутствие филос. методологии. Из-за критики исторической роли христианства книга была также вовлечена в "спор об атеизме".

Благодаря "И. к ф. ..." Гердера можно считать, наряду с Дж. Вико и Кантом, отцом культурологии как науки. В целом работа сыграла роль манифеста просвещенческого историзма. Herder J.G. Saemtliche Werke. 1967 (repr). Bd 13-14; рус. пер.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. М., 1888. Т. 1-2; Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА” “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА” (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Bd. 1-4, 1784-91, рус. пер. А. В. Михайлова, 1977) — неоконченная работа И. Г. Гердера. Он изложил в ней основные идеи гуманистической философии истории и культуры, в частности идею прогресса.В первой части Гердер обращается к истории природы, начиная вслед за кантовской “Всеобщей естественной историей и теорией неба”, с истории происхождения Земли и зарождения жизни на ней, которое, в отличие от Канта, он описывает как естественный процесс, не требующий “чудесного вмешательства”: “...в известняке... образовались первые существа моря..,”. Это процесс постоянного развития к высшему, все большего усложнения организмов, завершением которого предстает “человек — вершина организации на нашей Земле”.Во второй части Гердер рассматривает естественную историю народов в единой непрерывной цепи. Отдельная книга посвящена опровержению географического детерминизма Монтескье: природные факторы (“климат”) формируют различные специфические черты внешности, привычек и т. п., которые мы находим, напр., у южных и северных...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины