Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “идеи к философии истории человечества”

“идеи к философии истории человечества”

“идеи к философии истории человечества”
“ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”

“ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА” (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Bd. 1-4, 1784-91, рус. пер. А. В. Михайлова, 1977) — неоконченная работа И. Г. Гердера. Он изложил в ней основные идеи гуманистической философии истории и культуры, в частности идею прогресса.

В первой части Гердер обращается к истории природы, начиная вслед за кантовской “Всеобщей естественной историей и теорией неба”, с истории происхождения Земли и зарождения жизни на ней, которое, в отличие от Канта, он описывает как естественный процесс, не требующий “чудесного вмешательства”: “...в известняке... образовались первые существа моря..,”. Это процесс постоянного развития к высшему, все большего усложнения организмов, завершением которого предстает “человек — вершина организации на нашей Земле”.

Во второй части Гердер рассматривает естественную историю народов в единой непрерывной цепи. Отдельная книга посвящена опровержению географического детерминизма Монтескье: природные факторы (“климат”) формируют различные специфические черты внешности, привычек и т. п., которые мы находим, напр., у южных и северных народов. Они могут способствовать культурному развитию или тормозить его, однако определяющее значение имеет внутренняя генетическая сила, проявляющаяся в сплачивающей народ культуре. Культура создает общество как целое, как некий единый организм: “Ни один из нас не стал человеком лишь благодаря самому себе”, “человек рожден для общества”. В культуру Гердер включает и искусство, и язык, и религиозные верования, и ремесло, и государство. Важнейшим фактором развития культуры является механизм управления (Regierung):

“естественное первой степени” — семья, “второй степени” — предводительство и “третьей степени” — правление (часто наследуемое) и отношения неравенства. Государство не является естественным с точки зрения природы и поэтому имеет временный характер. Самым древним проявлением культуры Гердер считает религию, благодаря ей появляются и язык, и искусство, и наука. Специальный раздел отведен истории возникновения христианства — “революции в нравах”.

Третья и четвертая части посвящены собственно истории человечества, в т. ч. мало изученным древним культурам Китая, Индии, Кореи, Индокитая и Японии, а также общему обзору имеющихся данных по истории Двуречья и Древнего Египта. Появление древнейших языков и письменности, Гердер объясняет здесь “нуждой и случаем”, а также торговой деятельностью.

Итогом философско-исторической концепции Гердера выступает понятие “гуманность”: “...охватить все, что я до сих пор говорил о человеке, о воспитании его благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья, господства над силами Земли”.

А. А. Костикова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1-е изд.: В 4 т. Рига; Лейпциг, 1784-1791) главная работа И.Г. Гердера, в которой он реализовал свой проект универсальной филос. истории человечества. Состоит из 20 книг (и плана заключительных пяти книг), в которых Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем к сверхчувственной "мировой душе". Как свободная и разумная сущность, человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет "климатом") и считает достаточным для понимания истории ответ на вопрос "почему?", не задаваясь вопросом "для чего?". В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, "органические" силы, главная из которых стремление к созиданию общества. Основной...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины