Философский словарь - инь-ян
Инь-ян
инь-ян
основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, земное и небесное, и т.д. И.-я. главное понятие древней кит. натурфилософии (Инь-ян цзя), вошедшее в категориальный аппарат ведущих филос. школ Китая. Впервые упоминается в письменном памятнике "Го юй" (5-3 вв. до н.э.) как две формы проявления пнев-мы (ци): их правильное взаимодействие есть основа порядка и покоя в Поднебесной. В трактате "Дао дэ цзин" И.-я. выступает источником появления качественно отличных вещей. В "И цзин" ("Книга перемен") подчиняется действию дао, взаимопревращаясь и образуя порождаемые Великим Пределом (Тай Цзи) "два образца", запечатленные в графике гексаграмм. Взаимодействие этих сил (инь и ян) обусловливает все многообразие перемен в мире. Категория "И.-я." использована мыслителемконфуцианцем Сюнь-цзы (3 в. до н.э.) для обоснования "естественных" причин качественных изменений в мире вещей. Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) соединил учение об инь и ян с концепцией "пяти стихий" (у син), создав цельную систему этикополитического учения, носящего характер универсальной космологии. В неоконфуцианстве, в частности, во взглядах Чжоу Дуньи (11 в.) категория "И.-я." увязывается с состоянием Великого Предела, ее порождающего, и в целом приобретает субстанциальный характер.Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966; История китайской философии / Пер. с кит. М., 1989; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ИНЬ—ЯН ИНЬ—ЯН — основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, земное и небесное, и т.д. И.—я. — главное понятие древней кит. натурфилософии (Инь—ян цзя), вошедшее в категориальный аппарат ведущих филос. школ Китая. Впервые упоминается в письменном памятнике «Го юй» (5—3 вв. до н.э.) как две формы проявления пнев-мы (ци): их правильное взаимодействие есть основа порядка и покоя в Поднебесной. В трактате «Дао дэ цзин» И.—я. выступает источником появления качественно отличных вещей. В «И цзин» («Книга перемен») подчиняется действию дао, взаимопревращаясь и образуя порождаемые Великим Пределом (Тай Цзи) «два образца», запечатленные в графике гексаграмм. Взаимодействие этих сил (инь и ян) обусловливает все многообразие перемен в мире. Категория «И.—я.» использована мыслителем-конфуцианцем Сюнь-цзы (3 в. до н.э.) для обоснования «естественных» причин...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 853 | |
2 | 759 | |
3 | 738 | |
4 | 660 | |
5 | 587 | |
6 | 537 | |
7 | 532 | |
8 | 516 | |
9 | 505 | |
10 | 497 | |
11 | 480 | |
12 | 466 | |
13 | 454 | |
14 | 450 | |
15 | 449 | |
16 | 448 | |
17 | 425 | |
18 | 423 | |
19 | 422 | |
20 | 420 |