Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - инь-ян цзя

Инь-ян цзя

инь-ян цзя
(кит., букв. школа инь-ян) школа натурфилософов, одна из шести основных филос. школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космои онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение школы инь-ян, очевидно, относится к нач.

I тыс. до н.э. и связано с представлениями древних китайцев о дуальных силах инь и ян (см.: Инь-ян) и циклическом взаимодействии "пяти стихий" (у син). Однако к.-л. самостоятельных сочинений, раскрывающих учение этой школы, не сохранилось. Фрагменты этого учения можно встретить в древних памятниках "И цзин" ("Книга перемен"), "Го юй" ("Речи царств"), "Люй-ши Чунь Цю" ("Весны и Осени господина Люя").

Традиция приписывает создание целостного учения об инь и ян философу Цзоу Яню (305-240 до н.э.), однако сочинений последнего, в которых излагалось бы это учение, не сохранилось.

Судя по фрагментарным упоминаниям о его учении в др. книгах, Цзоу Янь соединил концепцию инь-ян с учением о "пяти стихиях", наделив последние моральными качествами ("пятью добродетелями" удэ), которые возникают в ходе космогенеза.

Цикличность "пяти добродетелей", согласно Цзоу Яню, проявляет себя и в историческом процессе, определяя этапы расцвета и упадка правящих династий. Эту концепцию впоследствии воспринял и развил в цельную онтоло-го-космологическую систему виднейший представитель ханьского конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.). Идеи школы инь-ян широко использовались и в неоконфуцианстве, и в религиозном даосизме.

Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966; Рубин В.А. Концепции у-син и инь-ян // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1993; Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N.J.); London, 1963. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИНЬ ЯН ЦЗЯ ИНЬ ЯН ЦЗЯ (кит., букв.— школа, осн. на учении о силах инь и ян), одна из десяти филос. школ, выделенных учёными периода Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) в др.-кит. философии. Возникла, вероятно, как результат астрономич. наблюдений. До нас не дошло ни одного трактата или развёрнутого фрагмента текста школы И., поэтому об её идеях можно судить лишь на основе отрывочных данных. Гл. представителем И. считается Цзоу Янь (305—240 дон. э.), который посещал академию Цзися, был плодовитым автором и, видимо, разработал принцип кругового взаимопорождения и взаимоуничтожения пяти движущих начал (у-син). Распространив его действие на человеч. общество, Цзоу Янь выдвинул теорию о «круговороте моральных качеств пяти движущих начал» (назв. одного из его трактатов): так же, как металл побеждает дерево, а огонь — металл, так и династия Ся (23 — 18 пв. до н. э.) — дерево была свергнута династией Шан (17 —11 вв. до н. э.) — металлом, которую, в свою очередь, ниспровергла династия Чжоу (11—3вв. до н. э.) — огонь. Это учение легло в основу теории циклич. развития истории (напр., у Дун Чжуншу и др.). И. и её учение о силах инь и ян н пяти движущих началах оказали сильное...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины