Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - качество

Качество

качество
филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие "К." не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем различные их свойства. Впервые интуитивно ясное представление о К. сформулировал Аристотель, рассматривавший К. как видовое отличие сущности. Он проводил различие между К. и свойствами, подчеркивая целостный характер свойств, которыми обладает вещь.

В философии механистического материализма Нового времени получило распространение деление К. на первичные и вторичные, введенное Р. Бойлем и разработанное Дж. Локком в кн. "Опыт о человеческом разуме" (1690). К первичным К., существующим объективно, независимо от субъекта, Локк относил протяженность, величину, положение, механическое движение и т.п. Вторичными он называл субъективные К., не совпадающие со свойствами самих вещей (цвет, запах, вкус и др.). Такое деление К. восходит еще к атомистической гипотезе Демокрита, согласно которой первичными являются характеристики атомов, а вторичными их свойства, познаваемые посредством ощущений, в то время как знание об атомах имеет умопостигаемый характер. Подобный взгляд на существование первичных и вторичных К. получил широкое распространение как в естествознании 17-18 вв., так и в ориентированном на него метафизическом материализме. Г. Галилей считал достоверными только К., которые можно выразить геометрически, Р. Декарт К., обладающие протяженностью, Т. Гоббс протяженностью и движением. Все они подчеркивали, что первичные К. постигаются разумом, хотя Локк считал, что они возникают благодаря ощущениям. Дж. Беркли отвергал объективное существование первичных К., считая их, как и вторичные К., исключительно результатом субъективной деятельности сознания. Д. Юм и И. Кант, отрицая связь между явлением и сущностью, ощущением и разумом, занимали половинчатую позицию. Хотя они, в особенности Кант, допускали объективное существование вещей, а следовательно, их К., но отрицали возможность их познания самих по себе: они могут быть познаны только в том виде, как они нам являются. Г.В.Ф. Гегель рассматривал К. как первоначальную ступень развития абсолютной идеи и познания бытия. Он определял К. как то, потеряв что, вещь перестает быть сама собой. Такое, чисто отрицательное определение открывало возможности для самых различных толкований.

С развитием научного познания в 19 и особенно в 20 вв. весьма актуальным стал вопрос об исследовании качественных и количественных свойств вещей, их взаимосвязи друг с другом и с общими категориями К. и количества. История научного познания свидетельствовала, что реальный процесс исследования вещей начинается с выявления простейших, чувственно воспринимаемых свойств и взаимосвязей между ними. Чтобы объяснить их, необходимо изучить строение и структуру вещей. Для этого требовалось перейти от исследования наблюдаемых объектов и свойств к объектам ненаблюдаемым, таким как молекулы, атомы, элементарные частицы, гены и подобные им теоретические объекты. Благодаря этому становится возможным не только объяснить эмпирически наблюдаемые свойства вещей, но и предсказать и создать вещи со свойствами, не встречающимися в природе. В связи с новыми открытиями в естественных и технических науках были предприняты дальнейшие попытки осмысления отношения между категориями "свойство" и "К.".

В отечественной филос. литературе К. нередко определяют через существенные свойства вещи или совокупность таких свойств. Однако подобные определения не могут считаться адекватными. Они обозначают одно и то же понятие разными терминами и, следовательно, допускают логическую ошибку удвоения терминов. С содержательной т.зр. в них не раскрывается взаимосвязь и противоположность между внешним и внутренним в вещах, их сущностью и формами ее проявления.

Локк Дж. Избр. филос. произв. М., 1960. Т. 1; Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М.. 1963; Аристотель. Метафизика // Соч. М., 1975. Т. 1.

Г.И. Рузавин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО — филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие «К.» не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем различные их свойства. Впервые интуитивно ясное представление о К. сформулировал Аристотель, рассматривавший К. как видовое отличие сущности. Он проводил различие между К. и свойствами, подчеркивая целостный характер свойств, которыми обладает вещь.В философии механистического материализма Нового времени получило распространение деление К. на первичные и вторичные, введенное Р. Бойлем и разработанное Дж. Локком в кн. «Опыт о человеческом разуме» (1690). К первичным К., существующим объективно, независимо от субъекта, Локк относил протяженность, величину, положение,...
Философская Энциклопедия
2.
  см. КОЛИЧЕСТВО. ...
Новейший философский словарь
3.
  философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в 'Категориях' и 'Топике'. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос 'какое?') Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос 'сколько?') Аристотель приписывал ипостаси 'множества' и 'величины' в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения 'равенства' либо 'неравенства'. В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по 'количеству' суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по 'качеству' на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины