Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - качество

Качество

качество
философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в 'Категориях' и 'Топике'. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос 'какое?') Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос 'сколько?') Аристотель приписывал ипостаси 'множества' и 'величины' в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения 'равенства' либо 'неравенства'. В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по 'количеству' суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по 'качеству' на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к 'для-себя-бытию', а количество как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Эксплицируя содержание категории 'качество', Гегель вводит понятие 'определенности' как эмпирической презентации качества, 'свойства' как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и 'границы' как феномена дифференцированности качества от других качеств. Аналогично содержание категории 'количество' уточняется посредством введения понятий 'величины' (пространственной протяженности и временной длительности системы) и 'числа' как непустого множества. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона перехода количественных изменении в качественные и обратно'.

Появление и развитие совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняют и актуализируют философскую значимость категорий 'качество' и 'количество'.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  см. КОЛИЧЕСТВО. ...
Новейший философский словарь
2.
  КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО — филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие «К.» не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем различные их свойства. Впервые интуитивно ясное представление о К. сформулировал Аристотель, рассматривавший К. как видовое отличие сущности. Он проводил различие между К. и свойствами, подчеркивая целостный характер свойств, которыми обладает вещь.В философии механистического материализма Нового времени получило распространение деление К. на первичные и вторичные, введенное Р. Бойлем и разработанное Дж. Локком в кн. «Опыт о человеческом разуме» (1690). К первичным К., существующим объективно, независимо от субъекта, Локк относил протяженность, величину, положение,...
Философская Энциклопедия
3.
  филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие "К." не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем различные их свойства. Впервые интуитивно ясное представление о К. сформулировал Аристотель, рассматривавший К. как видовое отличие сущности. Он проводил различие между К. и свойствами, подчеркивая целостный характер свойств, которыми обладает вещь.В философии механистического материализма Нового времени получило распространение деление К. на первичные и вторичные, введенное Р. Бойлем и разработанное Дж. Локком в кн. "Опыт о человеческом разуме" (1690). К первичным К., существующим объективно, независимо от субъекта, Локк относил протяженность, величину, положение, механическое движение и т.п....
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины