Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - катарсис

Катарсис

катарсис
(от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла еще в антич. культуре. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой (т.н. этическая функция музыки воздействие на "этос" характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т.п. человека). Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки "очищать" людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Авторы антич. "Риторик" полагали, что катарсическим воздействием обладает и искусство слова. Платон не связывал К. с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Платоновское понимание К. получило дальнейшее развитие у Плотина, а затем в патристике и в средневековой мистике и эстетике, особенно в интериорной эстетике аскетизма византийских монахов.

Непосредственно к искусству концепцию К. применил Аристотель. В "Политике" он писал, что под воздействием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели "получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием...". В "Поэтике" он показал катарсическое действие трагедии, определяя ее как особого рода "подражание... посредством действия, а не рассказа, совершающее путем страдания и страха очищение подобных аффектов". Неясность этой формулировки вызвала многочисленные комментарии в литературе 16-20 вв. Одни толкователи понимали К. как очищение страстей (от крайностей и чрезмерностей), другие как очищение от страстей, т.е. полное устранение их.

В эстетике Возрождения имело место как "этическое", так и гедонистическое понимание К. У теоретиков классицизма преобладал рационалистический подход. П. Корнель считал, что трагедия, показывая, как страсти приводят людей к несчастью, заставляет разум человека стремиться к сдерживанию их. По Г.Э. Лессингу, напротив, К. связан с возбуждением страстей, которые ведут к повышению социальной активности человека, к "превращению страстей в добродетельные наклонности", И.В Гёте понимал К. как процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовного мира человека. УЗ. Фрейда термин "К." означал одни из методов психотерапии, связанный с высвобождением энергии вытесненных инстинктов и влечений, в т.ч. и с помощью искусства. Б. Брехт понимал аристотелевский К. как некое "омовение", совершаемое "непосредственно ради удовольствия". Сам он разработал в теории драмы понимание К. как возникшего на путях художественного "отчуждения" и некоего потрясенного направляемого разумом действия, нацеленного на позитивное преобразование человека и в конечном счете способствующее социальному прогрессу.

В отечественной эстетике понимание К. как завершающей стадии психического процесса, лежащего в основе эстетического восприятия искусства, обосновал Л.С. Выготский в кн. "Психология искусства". Воздействуя на психику человека, произведение искусства, по его мнению, возбуждает "противоположно направленные аффекты", которые приводят "к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции".

Особое внимание К. как "всеобщей эстетической категории", вскрывающей сущность эстетического, уделил Д. Лукач ("Своеобразие эстетического"). В контексте своей эстетики, базирующейся на теории отражения, он выдвигает на первый план социально-нравственное знание К. Эстетическое значение трагедии, для Лукача неразрывно связанное с социальным и этическим, он видит "в той правде жизни, которую, очищая и возвышая ее, отражает искусство"; "кризис, вызываемый К. у воспринимающего искусство, отражает самые существенные черты подобных ситуаций в жизни". При этом в жизни речь всегда идет об этических проблемах, поэтому они составляют, по Лукачу, "ядро эстетического переживания", а эстетическое играет важнейшую роль "в нравственном урегулировании человеческой жизни".

Внутреннее потрясение, просветление и неописуемое духовное наслаждение, которые характеризуют состояние К. и во многом близки к состояниям мистического экстаза, как этапы на путях мистического опыта, свидетельствуют о более глубоком духовном опыте, чем психофизиологические процессы в человеке, высокие эмоциональные состояния или интенции к социально-нравственному совершенствованию. Наряду со всеми этими сопутствующими моментами в К. выражается самая суть эстетического опыта как одного из путей приобщения человека к духовному универсуму. К. реальное свидетельство осуществления в процессе эстетического восприятия контакта между человеком и плеромой духовного бытия, сущностной основой космоса.

Принципиальный отказ посткультуры (втор. пол. 20 в.) от эстетического в принципе, от художественно-эстетического измерения в искусстве (в современных практиках) закрывает для ее субъектов и катарсический путь в сферы Духа, прорыв материальной оболочки бывания, на что собственно посткультура и не претендует, ограничив свое онтологическое пространство телом и телесностью, вещью и вещностью.

Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1986. Т. 2; Zumkley H. Aggression und Katharsis. Gottingen, 1978; Thiele M. Die Negation der Katharsis. Dusseldorf, 1982. B.B. Бычков

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАТАРСИС (греч. katharsis очищение) связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с "очищением души" ("очищением от аффектов"). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое ("очищающее") действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т.д. В новейшее время...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины