Философский словарь - маймон (хейман) соломон
Маймон (хейман) соломон
маймон (хейман) соломон
(1753-1800) философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Польшу в Германию. Удивительные философские способности "юноши из Литвы" привлекли внимание М. Мендельсона, а затем Гете, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих уразумевших суть его идей. Считал иудаизм в догматическом плане более чистым, чем христианство, однако выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. Маймонид), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе "Наставник заблудших", дав ей рационалистическую интерпретацию. Через Маймонида М. пришел к аристотелизму, результатом чего стала его работа "Категории Аристотеля"; М.признавал и влияние на себя философии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, написав замечания к "Критике чистого разума". Позже (1790) им написана фундаментальная работа "Опыт трансцендентальной философии".
Сознание по собственным законам создает свой собственный предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики условия существования предметов возможного опыта. "Вещь в себе" характеризовал как проявление метафизического догматизма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и просветительских проектов, ориентированных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. Перу М. принадлежат также работы "О тропах", "О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии", "О мировой душе", "Опыт новой логики или теория мышления", "Очерки по истории философии" и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили неокантианцы (особенно Коген).Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 653 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 492 | |
11 | 473 | |
12 | 460 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 441 | |
16 | 437 | |
17 | 421 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |