Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - мосс (мauss) марсель

Мосс (мauss) марсель

мосс (мauss) марсель
(1872-1950) фр. социолог и социальный антрополог. Заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), проф. социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском ун-те.

М. был племянником, учеником и сотрудником Э. Дюркгейма, активным приверженцем дюркгеймовской социологической школы. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора жур. "L'Annee sociologique" (1925-1927). В политическом плане М. был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, М.

тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования "целостного человека" в единстве его социальных, психических и биологических свойств. В отличие от Дюркгейма, М. не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись гл.

обр. на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа М., ставшая классической, "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925); в ней он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений.

Дары, по М., формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар это обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении М. выдвинул идею "целостных социальных фактов": ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религиозные и т.

д. Большое научное значение имели и др. исследования М., в частности "О некоторых первобытных формах классификации" (1903, в соавт. с Дюркгеймом), "Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах" (1906, при участии А. Беша), "Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "Я" (1938) и др. В области общей социологической теории идеи М., особенно идея "целостных социальных фактов", оказали определенное воздействие на труды Г.Д. Гуревича и К. Леви-Строса. Работы М. и его преподавательская деятельность повлияли на развитие различных отраслей социального знания, в частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.

Общества. Обмен. Личность // Труды по социальной антропологии. М., 1996; Социологическая оценка большевизма // Новое и старое в теоретической социологии. М., 1999. Кн. 1; Manuel d'ethnographie. Paris, 1947; Sociologie et anthropologie. Paris, 1950; Deuvres. Paris, 1968-1969. Vol. 1-3. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины