Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - нагарджуна

Нагарджуна

нагарджуна
(санскр. Nagarjuna) основатель филос. школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. приходится на 2-3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4-5 вв.) Н. род. в брахманской семье на юге Индии и прошел полный курс брахманского образования, а затем обратился в буддизм сам и обратил местного царя; по сообщениям Сюань Цзана (7 в.), деятельность Н. проходила в Северо-Вост. Индии. Имя его окутано густым туманом легенд и чисто фольклорных сюжетов. Существенно только то, что он подверг критике классическое буддийское учение, обратившись в махаяну, полемизировал с противниками буддизма, участвовал в миссионерской деятельности, уже при жизни почитался бод-хисаттвой, а после смерти стал объектом культа. Из приписываемых Н. порядка 200 сочинений наиболее достоверными считаются пять.

Основное из них "Мулямадхьямака-карика". ("Строфы, основополагающие для [учения] о срединном пути") около 450 стихов, распределенных по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеинд. и классических буддийских филос. категорий, в ходе которой раскрывается "пустотность" эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена критической интерпретации одного из философско-религиозных топиков, в последовательности: причинность; движение; три классификации дхарм по 12 опорам сознания, пяти "группам" и 18 "элементам"; аффекты и их носители; возникновение, пребывание и разрушение вещей; действие и деятель; воспринимаемое и воспринимающий; "огонь и топливо"; круговорот бытия; страдание и его истоки; категория реальности; взаимодействие факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия; зависимость и освобождение; действия и результаты; Атман; время; причины и следствия; появление и исчезновение вещей; Будда как "совершенный"; ошибки мышления; четыре "благородные" истины Будды; нирвана; 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложные мнения. Критика общепринятых понятий осуществляется Н. в контексте различения двух уровней истины конвенциональной и абсолютной: Н. прямо объявляет, что "те, кто не распознают различия этих двух истин, не распознают и глубинный смысл учения Будды". Излюбленный метод "негативной диалектики" Н. восходящая уже к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Н. открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей: от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность предицирования ее существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.

В семидесятистишье "Виграка-вьявартани" ("То, что устраняет дискуссии"), сопровождаемом автокомментарием, развивается центральная доктрина Н. учение о "пустотности", которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида и отсутствием у вещей собственной природы. Здесь же Н. критикует общеинд. эпистемологию учение об источниках знания и пытается опровергнуть основной довод противников "негативной диалектики" (которая, чтобы быть последовательной, должна отрицать, по их суждению, и самое себя). "Юктишаштика" ("Шестьдесят стихов о [логической] когерентности") перекрывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с зависимого происхождения состояний бытия индивида и завершая характеристикой "великих душ", которые уже достигли "освобождения" или приближаются к нему и которым противопоставляются души, приверженные страстям и "заключенные в клетку объектов".

В "Вайдалья-пракаране" ("Трактат об обращении в пыль [ложных учений]") подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 диалектических топиков. Это произведение важно для хронологизации текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Н. "Ратна-вали" ("Гирлянда драгоценностей") стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой посвящена этической, сотериологической и политической проблематикам в перспективе философии мадхьямики. В главах 1-3 благосостоянию в этом мире противопоставляется высшее благо "освобождения". В главе 4 "Поведение царя" представлена буддийская концепция царской власти, даются практические советы монарху. Основными добродетелями царя должны быть первые "совершенства" следующего путем бодхисаттвы: щедрость, нравственность и терпение. В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй духовное пробуждение.

Перу Н., возможно, принадлежит и "Упая-хридал" ("Сердцевина средств [дискуссии]") один из ранних буддийских учебников по теории аргументации.

Н. стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников выделяются Арья-дэва (3 в.) и такие комментаторы его основного труда, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандра-кирти (7 в.). Mulamadhyamakakarika of Nagarjuna. The Philosophy of the Middle Way. Introduction, Sausrkrit Text, English Translation and Annotation by D.J. Kalupahana. Delhi, 1999; Андросов В.П. Буддизм Нагарджуна. Религиознофилософский трактат. М., 2000.

Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.

В.К. Шохин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НАГАРДЖУНА НАГАРДЖУНА (санскр. Nagarjuna) — основатель филос. школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. приходится на 2—3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4—5 вв.) Н. род. в брахманской семье на юге Индии и прошел полный курс брахманского образования, а затем обратился в буддизм сам и обратил местного царя; по сообщениям Сюань Цзана (7 в.), деятельность Н. проходила в Северо-Вост. Индии. Имя его окутано густым туманом легенд и чисто фольклорных сюжетов. Существенно только то, что он подверг критике классическое буддийское учение, обратившись в махаяну, полемизировал с противниками буддизма, участвовал в миссионерской деятельности, уже при жизни почитался бод-хисаттвой, а после смерти стал объектом культа. Из приписываемых Н. порядка 200 сочинений наиболее достоверными считаются пять.Основное из них — «Мулямадхьямака-карика». («Строфы, основополагающие для (учения) о срединном пути») — около 450 стихов, распределенных по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеинд. и классических буддийских филос. категорий, в ходе которой...
Философская Энциклопедия
2.
  НАГАРДЖУНА (2 в. н.э.) индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы мадхьями-ка, "учения о срединности", представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом, 14-м Патриархом и считается Бодхисаттвой. Ему воздаются почести как "Второму Будде". Проповедовал в Наланде (Западная Индия). Путешествовал в Китай, много сделал для обращения в буддизм народов этой страны. Н. приписывается около 200 трудов. Основной из них: трактат "Карики срединного учения" ("Mylamadhyma Ka-Karikas") известное как "Сутры Н." или "Н.-шастра". Основу философии Н. составляет учение о "пус-тотности" (шуньяте), т.е. о нереальности, иллюзорности окружающего мира. Н. выступает с критикой учений вайбха-шики, ньяи, санкхьи и др., используя метод сведения к абсурду философских положений противника. Он показывает односторонность и противоречивость главных категорий философских систем его времени: объекта и субъекта, бытия и небытия, движения и времени и др. Называя свое учение "средним путем", Н. отрицает как тезис, так и антитезис, как единую Субстанцию, так и отдельные драхмы. Указывая на иллюзорность реального мира, Н. развил учение об интуитивном...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины