Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - против метода

Против метода

против метода
главная работа П. Фейерабенда (1975, рус. пер. в 1986). Она знаменует собой радикальную переориентацию в направлении смены методологических предпосылок и расширения горизонта философствования. Ей предшествовали статьи с показательными названиями "Об улучшении наук и искусств и возможном тождестве обоих" (1967), "Театр как инструмент критики идеологий" (1967), "Очерк плюралистической теории познания и действия" (1968), "Философия науки феномен с великим прошлым" (1970). В 1970 выходит статья Фейерабенда "Против метода", послужившая основой для последующей одноименной книги. Подзаголовок последней "Очерк анархистской теории познания" говорит о стремлении автора дать представление о новых принципах философии науки.

Анархистский взгляд, по существу, включает историю науки в историю культуры и предполагает, что познание осуществляется стихийно, в хаотичном переплетении всех форм сознания и деятельности. Реконструируя галилеевское обоснование коперниканской картины мира, Фейерабенд полемически выделяет в качестве единственной универсальной нормы познания принцип "все дозволено" (anything goes). Последний означает, что ученые вправе использовать любые методы и процедуры, теории и подходы, которые им представляются удобными. Из него вытекают два следствия: во-первых, необходимо постоянно изобретать новые методы, поскольку ни один из них не является универсальным и безошибочным; во-вторых, нельзя достичь успеха, если время от времени не принимать один из методов и не придерживаться его, несмотря на его несовершенство. Это принципы пролиферации и упорства. Фейерабенд пересматривает традиционные методологические процедуры типа верификации или фальсификации, отстаивает значение психологического убеждения и политического вмешательства в науку как средств обеспечения прогресса познания. Каждая фундаментальная теория, с его т.зр., представляет собой замкнутый мир, выражающий мнение группы ученных, и потому для ее критики и опровержения недостаточно чисто научных средств. Эта "иррациональность" науки не позволяет считать ее некоторой образцовой и приоритетной формой знания по сравнению с мифом или магией. Обосновывая свою позицию, Фейерабенд блестяще использует свои обширные знания по истории науки и культуры. Написанная в прекрасном литературном стиле, ироничным и образным языком, книга вызвала большой резонанс, но одновременно и жесткую критику со стороны коллег Дж. Агасси, А. Масгрейва, С.Э. Тулмина, Р. Харре, М. Хессе, Л. Лаудана и др.

Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Feyerabend P. Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge. London, 1975. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПРОТИВ МЕТОДА ПРОТИВ МЕТОДА — главная работа П. Фейерабенда (1975, рус. пер. в 1986). Она знаменует собой радикальную переориентацию в направлении смены методологических предпосылок и расширения горизонта философствования. Ей предшествовали статьи с показательными названиями «Об улучшении наук и искусств и возможном тождестве обоих» (1967), «Театр как инструмент критики идеологий» (1967), «Очерк плюралистической теории познания и действия» (1968), «Философия науки — феномен с великим прошлым» (1970). В 1970 выходит статья Фейерабенда «Против метода», послужившая основой для последующей одноименной книги. Подзаголовок последней — «Очерк анархистской теории познания» — говорит о стремлении автора дать представление о новых принципах философии науки.Анархистский взгляд, по существу, включает историю науки в историю культуры и предполагает, что познание осуществляется стихийно, в хаотичном переплетении всех форм сознания и деятельности. Реконструируя галилеевское обоснование коперниканской картины мира, Фейерабенд полемически выделяет в качестве единственной универсальной нормы познания принцип «все дозволено» (anything goes)....
Философская Энциклопедия
2.
  ('Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge', 1974) программное сочинение Фейерабенда, в котором излагается его позиция эпистемологического анархизма. Работа посвящена Лакатосу и первоначально задумывалась как часть их совместного проекта, в рамках которого Лакатос должен был отстаивать позиции критического рационализма, а Фейерабенду отводилась роль его оппонента. Будучи опубликована уже после смерти Лакатоса, работа стала своеобразным итогом многолетней полемики Фейерабенда с рационалистическими версиями философии науки. После ее первой публикации в Лондоне, работа многократно переиздавалась на разных языках. В русском переводе 'Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания' она выходит в 1986. Центральной темой работы становится обоснование принципа методологического анархизма как более соответствующего подлинной динамике научного знания, лишь весьма отдаленно напоминающей последовательное и четкое приближение к всеобъемлющей истине. В действительности история науки это история проб, ошибок и заблуждений, она гораздо сложнее и интереснее, нежели ее последующие рационалистические...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины