Философский словарь - санкхья
Санкхья
санкхья
одна из шести классических (ортодоксальных) систем инд. философии; санкхья – мистический и пессимистически-дуалистический реализм, исходящий из принципов пракрити (активная материя) и пуруша (дух). Пракрити деятельна, созидательна; пуруша – покоящееся и созерцающее начало; (активная) первоматерия вырабатывает душу, не способную ни к каким действиям; душа же, следуя строгому порядку, вновь выделяет из себя мир (в котором незаметны действия какого-либо личного божества) и создает возможность снова включить в себя этот мир. Вся сознательная жизнь – страдание; кажущаяся радость сопровождается болью или имеет ее своим следствием. Освобождение от всего этого происходит благодаря тому, что человек познает абсолютное отличие духа от материи, из которой только и рождается страдание. Если дух«, благодаря этому познанию достигает бытия-для-себя, то уничтожается внутренний орган, принадлежащий ему до момента освобождения; чувствительное, нежное тело, обусловливавшее до сих пор цикл существования, снова трансформируется в первоматерию; жизнь прекращается. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
САНКХЬЯ САНКХЬЯ (санскр., букв.— число, перечисление, расчёт), одна из шести др.-инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом смысле С. объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Название С. («число») объясняется, видимо, тем, что С. строится как анали-тич. перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем С. по традиции считается Капила (7в. до н. э.); соч. его и учеников (Асури, Панча-шикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников С.— «С.-карика» Иш-варакришны. Из др. текстов наиболее авторитетны «С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Ва-часпати и «С.-сара» Виджнянабхикшу.Исходный пункт метафизики С.— учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (демиургом), и к теории эволюции — инволюции в...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 653 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 492 | |
11 | 473 | |
12 | 460 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 440 | |
16 | 437 | |
17 | 420 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |